В погоне за наживой и спасением души
В России, как и во всей Европе, в первой половине XIX века большую популярность приобрели готические романы, среди которых особое место занимали произведения, посвящённые «благородным разбойникам»
Как стать честным бандитом?
«Те из нас, которые имели у себя деньги, брали из грязной лавки Ступина, находящейся подле самого [Пажеского] корпуса, книги для чтения, и какие книги! Глориозо, Ринальдо Ринальдини, разбойники во всех возможных лесах и подземельях!» — писал поэт Евгений Баратынский Василию Жуковскому, вспоминая свою юность и литературные предпочтения тех времён.
Образ благородного разбойника, существовавший на протяжении почти всей истории человечества, живёт в массовой культуре и в наше время, разве что вместо мечей и луков их оружием становятся пистолеты или автоматы.
Историк Эрик Хобсбаум в своей ранней работе «Бандиты», посвящённой исторической и социальной природе людей, оказавшихся «вне закона», приводит несколько отличительных черт «благородных разбойников». Он выделил восемь факторов, которые в той или иной мере оправдывают обычного преступника и доводят его до статуса «благородного». Карьера такого человека зачастую начинается со столкновения с несправедливостью (ложное обвинение или конфликт со «злым» представителем власти), после чего целью жизни героя становится восстановление своего доброго имени способами, противоречащими закону. Параллельно с этим он помогает другим таким же пострадавшим. Важно, чтобы эта помощь была по возможности бескровной, иначе стирается граница между благородством и обычным бытовым бандитизмом.
В той или иной степени эти черты характерны практически для всех «благородных разбойников» во все эпохи, разве что понятия о справедливости менялись в зависимости от общества, в которых они обитали.
От Античности до Нового времени
Литературные персонажи не могут существовать без реальных прототипов, а несправедливости всегда присутствуют в человеческой жизни: поэтому можно сказать, что «благородные разбойники» существовали задолго до капитана Блада или Робин Гуда.
Считается, что первым бандитом такого рода, появившимся в европейской литературе, стал один из героев греческого любовного романа «Эфиопика», созданного Гелиодором примерно в IV веке нашей эры. Тиамид, сын жреца, который был обманут своим младшим братоми лишился должности отца, принадлежавшей ему по наследству, возглавил шайку разбойников и надеялся отомстить родственнику, параллельно бесчинствуя на большой дороге согласно своему кодексу чести. В романе он обращается к своим соратникам: «Признанный вами достойным правителем, я до сего времени прожил здесь, не присваивая себе ничего сверх того, что получали все. Когда мы делили добычу, я довольствовался одинаковой свами долей, когда продавали пленников, я отдавал деньги в общую казну, считая, что желающему быть хорошим вождём надо брать себе трудов как можно больше, а доходов — равную долю».