Убийство графа Мирбаха
6 июля 1918 года в Москве по адресу в Денежном переулке, дом 5, произошел теракт. В Красной гостиной особняка германского посольства был убит посол кайзера Вильгельма II в Советской России граф Вильгельм фон Мирбах-Харф. Цель убийства — сорвать подписанный правительством Ленина Брестский мир с немцами.
Граф Мирбах стал заложником, с одной стороны, политики вынужденного партнерства рейха с большевиками, с другой — поисков Германией политических альтернатив правительству Ленина и поддержки ею антисоветских сил в России. При этом Мирбах считал, что интересы Германии по-прежнему требуют ее ориентации на ленинское правительство, так как те силы, которые, возможно, сменят большевиков, будут стремиться с помощью Антанты воссоединиться с территориями, отторгнутыми от России по Брестскому миру.
18 мая 1918 года, через два дня после встречи с Лениным, Мирбах в телеграмме в Берлин выражал озабоченность ситуацией в России и подчеркивал, что, по его оценке, потребуется разовая сумма в 40 млн марок, чтобы удержать Ленина у власти; еще через несколько дней, 3 июня, германский посол телеграфировал в имперское министерство иностранных дел, что, кроме разовой суммы в 40 млн марок, потребуется еще 3 млн марок ежемесячно, чтобы поддержать правительство Ленина.
Мирбах предложил подстраховаться на случай падения правительства Ленина и заранее сформировать в России прогерманское антисоветское правительство.
25 июня 1918 года, в последнем письме, Мирбах подчеркивал, что он не может «поставить большевизму благоприятного диагноза. Мы, несомненно, стоим у постели опасного больного человека… который обречен».
Активизация контактов Мирбаха с антибольшевистскими силами не осталась незамеченной в России. Уже с середины мая представители свергнутых в октябре 1917 года политических сил, так называемые правые, отмечали, что «немцы, которых большевики привели в Россию, мир с которыми составлял единственную основу их существования, готовы сами свергнуть большевиков».
Об изменении настроений немцев знало и советское правительство. В возглавляемой левым коммунистом и противником Брестского мира Феликсом Дзержинским Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК), в важнейшем отделе по борьбе с контрреволюцией, было создано отделение контрразведки, нацеленное на работу против германского посольства. «Отделение по борьбе с немецким шпионажем» возглавил 19-летний Яков Блюмкин, а сотрудником (фотографом) этого отделения был Николай Андреев: убийцами Мирбаха были не просто левые эсеры, а чекисты.
10 июля 1918 года Дзержинский, находившийся под следствием по делу об убийстве Мирбаха и левоэсеровском «мятеже», дал свои официальные показания комиссии ВЦИК. В показаниях Дзержинский отмечал, что «Блюмкин был принят в комиссию (ВЧК. — Б. Х.) по рекомендации ЦК левых эсеров для организации в контрреволюционном отделе контрразведки по шпионажу».
В силу своего служебного положения Блюмкин располагал обширной информацией о германском посольстве в Москве. Ему удалось под видом электрика внедрить в посольство своего сотрудника Якова Фишмана. В результате в руках Блюмкина оказался план помещений и постов внутренней охраны посольства. Начальник отдела по борьбе с контрреволюцией ВЧК Мартын Лацис, непосредственный начальник Блюмкина, вспоминал: «Блюмкин хвастался тем, что его агенты дают ему все, что угодно, и что таким путем ему удается получить связи со всеми лицами немецкой ориентации».
Но для убийства Мирбаха Блюмкину и Андрееву необходимо было лично проникнуть в хорошо охраняемое здание посольства, которое юридически считалось территорией Германии, и добиться встречи с послом.
В качестве предлога для встречи Блюмкин использовал сфабрикованное им «дело» якобы племянника посла — «австрийского военнопленного» Роберта Мирбаха, которого чекисты обвиняли в шпионаже. На самом же деле просто однофамилец посла был русским подданным, до своего ареста жил в Петрограде и работал в Смольном институте по хозяйственной части.