Трагедия Александра Колчака
Для одних он был известным полярным исследователем и бесстрашным морским офицером, а для других — истеричным неудачником и безжалостным диктатором.
У Александра Колчака даже в выражении лица было что-то трагическое. «Я знал борьбу, но не знал счастья победы», — сказал он перед смертью. На самом деле победы были, но какие-то странные — ведущие в конечном счёте к поражению и трагическому финалу.
В поисках Земли Санникова
Адмирал Колчак был человеком военным до мозга костей. Но поначалу он прославился на вполне мирном поприще полярных исследований.
В 1900 году Колчак отправился на поиски легендарной Земли Санникова в составе экспедиции барона Эдуарда Толля. Землю Санникова, разумеется, не нашли, зато барон застрял на острове Беннета.
Колчаку пришлось снарядить вторую экспедицию — теперь уже чисто спасательную. Увы, спасти Толля не удалось. Колчак лишь констатировал, что барон погиб.
Вот она — та самая борьба без побед. Колчак проявил героизм, сделал ряд ценных открытий, получил высшую награду Русского географического общества. Но по большому счёту обе экспедиции оказались неудачными: Землю Санникова не отыскали, барона Толля не спасли.
В 1909 году Колчак отправится в третью экспедицию, план которой он же и разработал. Ледоколы «Вайгач» и «Таймыр» должны были пройти Северным морским путём из Тихого океана в Атлантический. И они прошли. И открыли Землю императора Николая II. Но это случилось позже и без участия Колчака. Он всё подготовил, но слава досталась не ему, а его другу — Борису Вилькицкому.
Герой Порт-Артура
После второй экспедиции Колчак направился в Порт-Артур: началась Русско-японская война, и он, морской офицер, не мог остаться в стороне. Он командовал миноносцем, потом сухопутной артиллерийской батареей. Его подкосила болезнь — суставный ревматизм, следствие долгого пребывания на севере. Но Колчак до последнего оставался в строю. За храбрость он получил золотую саблю. К нему не может быть никаких претензий, но общий итог — позорная сдача Порт-Артура и японский плен. Снова борьба без побед.
Война закончилась. России предстояло восстанавливать флот, причём практически с нуля. Большую роль в этом деле сыграл кружок молодых морских офицеров, который возглавлял Колчак. Удивительное дело: высокое начальство слушало советы каких-то молодых офицеров. По их настоянию был создан Морской генеральный штаб, они разрабатывали судостроительные программы.
У Колчака был непростой характер — резкий и бескомпромиссный. Дважды он устраивался на службу в Моргенштаб и дважды уходил оттуда, не сойдясь во мнении с начальством. Первую мировую войну Колчак встретил на Балтийском флоте.
С Балтики на Чёрное море
«Начало войны было одним из самых счастливых и лучших дней моей службы», — говорил Александр Васильевич. Можно усомниться в том, что война — это такое уж счастливое событие, но суть понятна: Колчак оказался в своей стихии.
Его смущало лишь то, что верховное командование отводило флоту сугубо вспомогательную, чисто оборонительную роль. О больших сражениях в открытом море пришлось забыть и заняться главным образом постановкой минных заграждений.
На Балтфлоте Колчак дослужился до командира Минной дивизии. Эта должность полностью его устраивала, но в июне 1916 года Колчак, совсем недавно получивший звание контрадмирала, был произведён в вице-адмиралы и назначен командующим Черноморским флотом.
Это назначение было настолько неожиданным, что его трудно объяснить. Ни по возрасту, ни по опыту командования серьёзными соединениями Колчак не мог претендовать на этот пост.
Тем не менее назначение состоялось. И Колчак проявил себя с самой лучшей стороны. К концу 1916 года турецко-немецкий надводный флот был вытеснен из Чёрного моря и заперт в Босфоре.