«Скрещенья рук… судьбы скрещенья»
Серебряный век приготовил всем нам, живущим на расстоянии многих десятилетий от того необычайного и невероятного времени, потрясающие истории судеб и их перипетий. И каждый раз, раскрывая новый сюжет, не перестаёшь поражаться его закрученности.
Одна из таких удивительных историй произошла, когда к нам в руки из парижского дома одного знакомого попала простая вроде бы книжка с переводами комедии Плавта «Близнецы» 1916 года издания. Открыв её, мы с удивлением обнаружили на первом же листе большой стихотворный автограф. И как же было интересно найти и узнать небольшой эпизод из жизни героев этого инскрипта: таких удалённых во времени и в то же время таких близких и знакомых людей, как Владимир и Сарра Лебедевы.
Владимир Васильевич — художник, имя которого стало почти нарицательным и уж точно хорошо знакомым всем детям СССР и России начиная с 30-х годов ХХ столетия. Кто из нас, живущих в русскоязычной среде, не знает книг великого Самуила Маршака, которые мы все читали, разрывали и разрисовывали в детстве, — «Мороженое», «Цирк», «Вот какой рассеянный», «Багаж», «Мистер Твистер»? Не раз и не два наши бабушки и мамы в детстве говорили: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!» Все эти великие детские стихи были проиллюстрированы Владимиром Лебедевым. Но в те годы, о которых идёт речь в настоящем рассказе, будущее художника ещё не было известно. Ему было чуть больше двадцати, он только вступал во взрослую жизнь, учился художественному мастерству и жил в огромном шумном море российской интеллигенции в самой середине того самого Серебряного века, да ещё и во время мировой войны.
Со своей первой женой Владимир Васильевич познакомился в 1914 году, когда поступил на художественные курсы в частную школу рисования, живописи и скульптуры Михаила Бернштейна. Очаровательная девушка училась там же, и звали её Сарра Дармолатова. Сарра Дмитриевна — художница, но в первую очередь скульптор, работы которой нам прекрасно известны, хотя, к сожалению, многие даже не вспомнят её имя. За долгую жизнь, и особенно в период между двумя мировыми войнами, Сарра Дармолатова-Лебедева создала множество портретов своих современников: Вячеслава Иванова, Абрама Эфроса, Валерия Чкалова, Соломона Михоэлса и Веры Мухиной, Александра Твардовского, Владимира Татлина, Константина Паустовского... К лучшим образцам русской мемориальной пластики принадлежит изваянное Лебедевой