Савонарола: борец с коррупцией и искусством
Джироламо Савонарола стал символом бескомпромиссной схватки за чистоту церкви и одновременно фанатиком, который заставлял гениальных художников сжигать свои полотна.
Закат Ренессанса был одновременно озарён и омрачён огненным проповедником — Савонаролой. Монах-доминиканец хотел очистить огнём самый богатый и пышный город Италии, но в итоге сам сгорел на костре.
Четвёртое средство
Ко второй половине XV века римские папы окончательно определились со своим предназначением в грешном мире. Во-первых, быть заказчиками и спонсорами шедевров архитектуры и живописи, во-вторых — политиками, стремящимися расширить Папскую область — территории, непосредственно принадлежавшие Ватикану.
Сикст IV, Иннокентий VIII, Александр VI — на годы папства которых пришёлся апофеоз деятельности Савонаролы — спорили с гениями Ренессанса, договаривались с королями, пристраивали родственников на должности кардиналов и епископов. Из-за этих хлопот у них почти не оставалось времени на церковные дела, кроме контроля доходов от десятины и продажи индульгенций.
И светских владык, и окрепшую буржуазию, и простой народ раздражала эта централизованная система выкачивания денег на политико-эстетические нужды. Появлялись проповедники, требовавшие ограничить власть церковного Рима и восстановить основы христианства, — Джон Уиклиф в Англии, Ян Гус в Чехии. Ватикан отбивался отлучениями и кострами, не желая ничего менять.
«Три средства могут спасти Рим: потоп, каменный дождь, захват турками», — шутили ваганты (бродячие поэты-философы). Однако внезапно появилось четвёртое средство — человек, не намеренный менять вероучение, а только желавший очищения католицизма.
Путь пророка
Джироламо Мария Франческо Маттео Савонарола родился в Ферраре в 1452 году. Родители из старинного, но не богатого и не знатного рода готовили сына к медицинской карьере, по примеру деда. Юноша получил гуманистическое воспитание в духе эпохи, но разочаровался в любви и в 1475 году сбежал из дома в доминиканский монастырь в Болонье. Родителям он оставил стихотворение «О презрении к миру», ставшее его жизненной программой.
Устав монастыря был относительно мягок. Юный послушник сделал его более строгим для себя: навсегда отказался от денег, а из всех книг оставил лишь Библию. Семь монастырских лет превратили Савонаролу в образованного проповедника. Его активная деятельность началась в родной Ферраре, откуда он направился во Флоренцию, в монастырь Сан-Марко, который позднее станет оплотом очистительной миссии.
Первые проповеди во флорентийской церкви Сан-Лоренцо оказались неудачны. Расстроенный Савонарола покинул центр искусств и коммерции и стал оттачивать ораторское мастерство в других городах. В 1490 году гуманист Джованни Мирандола убедил флорентийского правителя Лоренцо Медичи вернуть Савонаролу. Проповедник принял приглашение и, не считая короткого перерыва, остался во Флоренции навсегда.
Город греха и раскаяния
К тому времени Флоренция оправдывала своё название — «цветущая». Это была одна из столиц итальянской промышленности, торговли, политики и главный город Ренессанса, формировавшая стиль и каноны искусств. С точки зрения средневекового аскетизма, всё это было суетой, гордыней, торгашеством и блудом. Именно на эти пороки напал Савонарола 1 августа 1490 года, пригрозив, что, если католики не покаются, Господь покарает всю Италию.