«Красят организмы, как заборы»: как женщины в Российской империи пытались строить бизнес на уроках рисования
Сегодня образование в творческой сфере, разнообразные школы рисования — динамично растущий бизнес. Но полтора столетия назад в России женщина, пожелавшая учиться живописи, могла рассчитывать только на частные уроки или образование за границей. Автор исследований и книги о художницах дореволюционной России Надежда Демкина рассказывает о четырех женщинах, которые пытались исправить эту несправедливость.
Только в 1892 году Академия Художеств начала принимать женщин не только в качестве вольнослушателей, но и в качестве полноправных студенток. До этого официальная дорога в профессию художника (как и во многие другие) для них была закрыта. Те немногие, кто отваживался искать свой путь в творчестве, брали частные уроки или обучались за границей. Такая роскошь была доступна очень узкому кругу девушек из богатых семей, но даже среди них многие сталкивались с неодобрением со стороны родственников.
Хотя еще в конце XVII в. существовала Школа Оружейной палаты, мастера которой создавали парсуны (портретный жанр, отличный от иконописи, но стилистически развившийся из нее), активно развиваться светское искусство начало при Петре I, который приглашал художников из-за границы. В середине XVIII в. в России появляется своя Академия Художеств. И только в начале XIX в. открываются рисовальные школы — сначала по инициативе благотворительных обществ, а потом и частные. Первая частная рисовальная школа в Российской империи была основана именно женщиной.
В этой подборке — истории женщин, которые не только сами стали художницами, но и дали возможность учиться другим.
Мария Иванова-Раевская (1840-1912)
Мария родилась в Харьковской губернии, ее родители были состоятельными помещиками. Настолько состоятельными, что смогли оплатить учебу дочери в нескольких европейских столицах. В возрасте 23 лет Мария отправилась в Дрезден, Берлин, Прагу и Париж. Там она изучала не только искусство, но и археологию, зоологию, биологию, историю и немецкий язык и литературу, словом, получила энциклопедическое образование. Как художница Мария Иванова училась лепке, портретной и фресковой живописи.
Спустя пять лет она приехала в Петербург, чтобы сдать в Императорской Академии художеств экзамены, подтверждающие уровень квалификации. Сделать это оказалось непросто: профессорам нужно было подтверждение, что картины, представленные комиссии, написаны действительно Марией. Академики написали ее преподавателю в Берлин и только после его ответа приняли работы к рассмотрению. Сдав все экзамены, Мария получила звание «свободного художника» (что соответствовало малой серебряной медали)
Она вернулась в Харьков и заняла у родителей 500 рублей, чтобы открыть частную рисовальную школу. Дала объявление в газете, набрала преподавателей и в феврале 1869 года начала свое предприятие.
Это был совсем не бизнес-проект. Содержание школы стоило 1500 рублей в год, с учеников Мария брала всего по 12 рублей, многих — талантливых, но не имеющих возможности платить, — обучала и вовсе бесплатно. Преподаватели — все такие же энтузиасты, получали по 1,5 рубля за двухчасовой урок. Только спустя более десяти лет школе начали помогать городские власти, выделяя всего по 200 рублей в год. Остальные средства Мария Иванова изыскивала сама. Она искала благотворителей, обращалась в Академию Художеств и в Общество поощрения художеств за пособиями и книгами, устраивала выставки и продажи картин учеников, издавала пособия — словом, крутилась, как могла. Школа стала делом всей ее жизни.