«Полторы комнаты» выросли из частного музея-квартиры Иосифа Бродского

Собака.ruКультура

Музей «Полторы комнаты»

Максим Левченко

«Полторы комнаты» выросли из частного музея-квартиры Иосифа Бродского в важнейшую городскую достопримечательность и влиятельную культурную институцию. Амбиций у — музея «Полторы комнаты» — больше, чем на полтора дома: к мемориальной экспозиции-блокбастеру, открытой на месте бывшей коммуналки Бродских, уже присоединились несколько квартир и помещений, работающих κακ галереи, книжный магазин и ресторан.

Основатель институции, глава компании Fort Group Максим Левченко собрал в доме Мурузи петербургско-московскую команду мечты всех поколений: архитектор Александр Бродский придумал образ музея со стенами из красного необработанного кирпича и открытой дранкой, куратор Марина Лошак стала виртуозом камерного выставочного формата (Рогинский! Базелис! Пивоваров!), арт-директор Анна Маленкова создала музейный логотип из плана БТИ и возвела мерч в культурный артефакт (те самые кепки «совершенный никто»! тот самый шопер «конец прекрасной эпохи»!), а молодой городской культуртрегер Юлия Сенина сделала из рефлексирующей ностальгии зумерский тренд.

Дримтим взял курс на междисциплинарность: в программе редкие экспозиции (первая за 20 лет петербургская персональная выставка художника-нонконформиста Михаила Рогинского), театр (диджитал-спектакль «Мрамор» в постановке Евгения Цыганова, созданный по заказу музея), лекции (их читают в том числе друзья Иосифа Бродского Михаил Мильчик и Эра Коробова), концерты (барочный ансамбль оркестра musicAeterna) и гастрономические сеты (в китайском ресторане «Пища династии Минь»).

Маленький частный музей «Полторы комнаты» — как параллельная вселенная, ради которой культурные энтузиасты заранее бронируют билеты на сапсан, знаменитости и государственные мужи перекраивают графики, а потом зависают в книжном над изданиями с закончившимся тиражом, пьют кофе на ход ноги у заваленных в стиле «Сталкера» румынских полок и получают укол вдохновения. Билеты на экскурсии по пространству по-прежнему не достать, временные выставки дают фору масштабным институциям, только что открывшаяся театральная программа бьет рекорды посещаемости и цитируемости. Арт-консультант Мария Крупнова выяснила, как команде «Полутора комнат» удается вмещать в себя города, страны и миры Иосифа Бродского, оставаясь при этом малогабаритной семьей во всех отношениях.

Максим Левченко, основатель музея «Полторы комнаты»

Как человек из мира бизнеса, Максим немногословен и четок. Как отец проекта — по-своему нежен и романтичен. «Наш рост — органический, пусть для многих это и удивительно. Проект начался с малого — с полутора комнат в коммунальной квартире дома Мурузи, где жила семья Бродского. Пространство было ограниченным, рядом жила соседка Нина Васильевна. Стало ясно: полноценный музей в этих условиях создать невозможно. Мы выкупили соседнюю квартиру, чтобы создать минимально необходимую инфраструктуру: лекторий, гостиная, выставочный зал, библиотека, туалет, гардероб». Этот первый шаг к музею, по словам Максима, произошел естественно — не ради увеличения масштабов, а чтобы дать людям возможность по-настоящему войти в пространство памяти. «Долгое время музей не имел отдельного входа. Посетители проходили через жилую парадную, что предсказуемо вызывало напряжение и жалобы соседей». Именно тогда родилась идея: организовать отдельный вход с улицы через нижнее помещение. Так появился книжный магазин и бар «Конец прекрасной эпохи» на первом этаже. «Нам кажется правильным, что путь в музей Бродского начинается через книжную лавку, царство книг». Катя Пантелеева, куратор этого направления, развернула там полноценный отдел букинистики, где сейчас, например, можно найти издания из библиотеки математика Анатолия Вершика. Зрелища предсказуемо дополнил хлеб. «Как только появилась возможность арендовать подвальное помещение, мы открыли ресторан “Пища династии Минь”. Иосиф Бродский любил китайские рестораны и часто водил туда друзей в Нью-Йорке. Это не случайное дополнение, а еще один способ рассказать о поэте через детали его жизни, через гастрономический опыт, который переживают гости. С азиатскими коктейлями и китайским байцзю всё хорошо усваивается». Максим человек системный, слияния и поглощения для него не пустой звук. Поэтому «Квартира № 34» на пятом этаже, прямо над «Полутора комнатами», тоже стала активом музея. «История этой квартиры оказалась тесно связана с культурой Серебряного века: здесь жили Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский. Ее решили использовать в разных целях: как гостевую, чтобы можно было пожить в доме Мурузи и почувствовать его атмосферу, и как пространство для выставок». Конечно, во всех направлениях, куда шагает команда Левченко, появляется порядок и необходимый музею и посетителям уют. Реставрация парадных, в том числе мемориальной — той самой, через которую ходили Бродские, — логичная культурная интервенция. Так же последовательно и неслучайно к музею пришла «Квартира № 7». Когда команда «Полутора комнат» осознала, что для работы с совриском, инсталляциями и книгой художника им не хватает пространства, начали искать подходящее место. «Эта квартира идеально подошла под задачу: просторная гостиная с окнами на Литейный, красивые эркеры, несколько отдельных комнат, которые можно адаптировать под выставки». Первая же выставка художника второй половины XX века, одного из основателей русского поп-арта Михаила Рогинского, стала блокбастером, хоть это слово команда музея не любит. Тем не менее экспозицию продлевали несколько раз, рыночная стоимость Рогинского выросла, слава о квартире уже как об отдельном явлении в рамках музея выплеснулась за берега Невы.

«Любимый вопрос» Максима: станет ли Музей Бродского полноценным «домом-музеем»? «Я всегда отвечаю: нет, и в этом его ценность. Дом Мурузи — жилой дом. Проект музея не вытесняет реальную жизнь, а бережно существует рядом с ней. Я сам являюсь председателем совета дома, и для меня важно, чтобы жизнь в нем становилась лучше: от починки инженерных систем до ремонта парадных. Мы обсуждаем планы по благоустройству внутреннего двора, чтобы создать место тишины и покоя для всех жильцов. Есть и другие пути развития: например, квартира князя Мурузи — большое историческое пространство с отдельным входом, которое может стать еще одной точкой музейной среды». Разумеется, старый фонд, еще и с коммунальной нагрузкой, — это всегда проверка не только бизнес-логики, но и психики. Количество вопросов, проблем и нюансов, которые ежедневно решает команда, — не сосчитать. При этом вся трудоемкая история для Левченко — любимая. «Любимые сотрудники, кураторы, художники, архитекторы. Любимый Бродский. Музей стал не просто проектом — он изменил меня и мою жизнь. Поэтому каждый этап, каждая встреча, каждое открытие здесь для меня особенно дорого. Музей Бродского растет не по строительным планам. Он растет потому, что появляются новые идеи, смыслы и потребности. И это развитие такое же живое, как жилой дом, в котором он находится».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

FORTUNA 812 FORTUNA 812

SoundCloud-рэп снова в топе благодаря FORTUNA 812

Собака.ru
Почему нельзя сдавать пауэрбанк в багаж Почему нельзя сдавать пауэрбанк в багаж

Что может случиться, если сдать power bank в багаж самолета?

CHIP
Дети – лучшие люди в мире Дети – лучшие люди в мире

Отрывок из книги «Всегда рядом» детского доктора Леонида Рошаля

Лиза
«Это настоящий бизнес»: как миллиардерша Мишель Канг меняет женский футбол «Это настоящий бизнес»: как миллиардерша Мишель Канг меняет женский футбол

Как Мишель Канг добивается равенства женского футбола с мужским?

Forbes
Увидеть Армагеддон и выжить Увидеть Армагеддон и выжить

Израиль находит, чем удивить путешественника, помимо библейских древностей

Вокруг света
Эпидемия «проявленности»: как искренность превратилась в коммерческий продукт Эпидемия «проявленности»: как искренность превратилась в коммерческий продукт

Как искренность превратилась в перформанс?

Forbes
Банки из доставки Банки из доставки

Маркетплейсы бросают вызов традиционным кредитным организациям

Деньги
Мой первый Мой первый

Рано или поздно это произойдет: повзрослевший ребенок откроет мир любви

Psychologies
Борьба за госбезопасность во всём мире Борьба за госбезопасность во всём мире

Юрий Андропов вошел в историю как реформатор, хотя и потенциальный

Дилетант
Электрокопия Электрокопия

Игрушка для богатых мальчиков — электрическая копия Bentley 4½ litre ‘Blower’

Автопилот
Леонид Алексеев Леонид Алексеев

Леонид Алексеев — авторитетный тейлор в собственном петиметр-бренде House of Leo

Собака.ru
Как правильно подключить усилитель к магнитоле в машине Как правильно подключить усилитель к магнитоле в машине

Как подключить сабвуфер и усилитель к магнитоле?

РБК
Такой разный Гоголь Такой разный Гоголь

Из-за мистической натуры Николая Гоголя его биография окутана домыслами

Караван историй
Гибридный интеллект Гибридный интеллект

Как ИИ меняет социологию и сближает количественный и качественный подход

Ведомости
Новый состав группы SEREBRO: «С Фадеевым мы чувствуем себя в безопасности» Новый состав группы SEREBRO: «С Фадеевым мы чувствуем себя в безопасности»

Группа SEREBRO об амбициях и музыкальных экспериментах

ЖАРА Magazine
Кристина Березовская Кристина Березовская

Кристина Березовская о том, как манифестирует себя в роли продюсера выставок

Собака.ru
Воздушная болезнь: что делать, если вас укачивает в самолете Воздушная болезнь: что делать, если вас укачивает в самолете

Что такое воздушная болезнь и как облегчить ее симптомы?

ТехИнсайдер
В единстве с природой В единстве с природой

Респектабельная вилла в минималистичном стиле

SALON-Interior
Запах города Запах города

Аромастилист о том, как не ошибиться в выборе парфюмерного гардероба

ЖАРА Magazine
10 незаслуженно забытых сериалов ужасов 10 незаслуженно забытых сериалов ужасов

Десятка сериалов, забытых жемчужин хоррора

Maxim
Сбежать от рутины Сбежать от рутины

С потеплением всё больше людей сбегают от забот — в прямом и переносном смысле

Отдых в России
Нижний Новгород: без лишних слов Нижний Новгород: без лишних слов

Нижний Новгород – место, где «заезженные эпитеты» имеют право на жизнь

Вокруг света
Умное добро Умное добро

Как не попасть в сети мошенников, занимаясь благотворительностью

Лиза
Как добавление специй может помочь сократить потребление пищи Как добавление специй может помочь сократить потребление пищи

Хотите сократить потребление калорий, не чувствуя себя обделенным?

ТехИнсайдер
Шанс на провал Шанс на провал

История легенды ленинградского нуар-рока — группы «Петля Нестерова»

СНОБ
Криптозавод зовет Криптозавод зовет

Как устроен первый в России инвестфонд для промышленного майнинга

Ведомости
Почему мы тянем время, даже когда знаем, что надо уйти? О токсичных отношениях и ловушках сознания Почему мы тянем время, даже когда знаем, что надо уйти? О токсичных отношениях и ловушках сознания

Почему же так сложно выйти из замкнутого круга токсичных отношений?

VOICE
Музыкальный класс Музыкальный класс

Многое в концертной жизни впервые произошло в Филармоническом обществе

СНОБ
Убери камеру! Убери камеру!

Как провести фото- и видеосъемку в общественном месте и избежать неприятностей

Лиза
Перезапуск креативной экономики: новый закон и планы до 2030 года Перезапуск креативной экономики: новый закон и планы до 2030 года

Где уже есть успехи в развитии креативных индустрий, кто входит в число лидеров

ФедералПресс
Открыть в приложении