На «Балтике» в ООН
9 сентября 1960 года в провинциальном Балтийске, что в 50 километрах от Калининграда, царило необычное оживление. У пирса стоял, сверкая свежевыкрашенной краской, лайнер «Балтика». К судовому трапу вела красная ковровая дорожка, как и положено при встрече главы государства. Капитан «Балтики» в новенькой форме стоял у нижней площадки трапа, готовый к рапорту. Грядущему рейсу этого судна предстояло войти не только в российскую, но и мировую политическую историю…
В сентябре 1959 года состоялся первый визит руководителя советского государства в Соединённые Штаты Америки. Никита Хрущёв совершил продолжительную поездку по стране, с президентом США Дуайтом Эйзенхауэром вёл переговоры о необходимости ограничить опасную гонку вооружений. Казалось, что в отношениях двух стран наметилось значительное потепление. На следующий год был запланирован ответный визит американского президента в нашу страну. Однако он так и не состоялся. 1 мая 1960 года над Свердловском был сбит американский самолёт-разведчик U-2. Вскоре произошёл новый опасный инцидент, который ещё более обострил советско-американские отношения: 1 июля 1960 года американский разведывательный самолёт RB-47 над Баренцевым морем близ Кольского полуострова нарушил государственную границу СССР и был сбит истребителем ПВО, что вызвало в США новый всплеск антисоветских настроений.
В этой накалённой атмосфере Никита Сергеевич решил бросить вызов Соединённым Штатам и лично отправиться в Нью-Йорк на XV сессию Генеральной Ассамблеи ООН, причём не самолётом, а на советском пассажирском теплоходе. После непродолжительного обсуждения выбор пал на турбоэлектроход «Балтика». Судно имело длину 143 и ширину 17 метров, водоизмещение 8496 регистровых тонн. Два безотказных двигателя мощностью 14 тысяч лошадиных сил позволяли теплоходу развивать скорость до 20 узлов (около 40 км в час). Лайнер мог принять на борт 432 пассажира, его каюты, рестораны, музыкальные салоны и библиотеки соответствовали высоким требованиям перевозки иностранных пассажиров. Капитаном был опытный моряк Павел Алексеевич Майоров.
Но вернёмся в тёплый осенний вечер в порту Балтийска. К причалу, где стояла «Балтика», прибыл кортеж правительственных лимузинов. «Последним, в открытом чёрном автомобиле, в сером плаще без шляпы, в сопровождении нескольких человек, подъехал Никита Сергеевич Хрущёв, — вспоминал впоследствии капитан Павел Майоров. — Я встретил его у трапа и доложил о готовности судна к выходу. Никита Сергеевич подал мне руку, приветливо улыбнулся. “Балтика”, забункерованная топливом в оба конца, нарядно расцвеченная флагами, стояла носом к выходу из порта. Турбины подготовлены. Кормовой флаг перенесён на гафель фок-мачты. Под клотиком развевался флаг председателя Совета Министров СССР. Никита Сергеевич легко поднялся по трапу на борт, швартовы отдали — и наш турбоэлектроход 9 сентября 1960 года в 19:10 устремился в необычный рейс».
Плавание до Нью-Йорка продолжалось десять дней. Впервые на одном пассажирском судне отправилось в путь столько высоких гостей. Кроме делегации СССР, которую официально возглавлял Хрущёв, Украинской и Белорусской ССР (эти две советские республики входили в ООН на правах отдельных членов), на борту «Балтики» находились делегации большинства стран социалистического лагеря с первыми лицами во главе. Вместе с Хрущёвым отправились в путь Янош Кадар (Венгрия), Тодор Живков (Болгария), Антонин Новотный (Чехословакия), Владислав Гомулка (Польша). С каждым руководителем находились штат охраны, переводчики, помощники и секретари.
До выхода в Атлантику «Балтику» сопровождали эсминцы Балтийского флота, затем по маршруту судна через океан были расставлены различные советские суда с тем, чтобы они могли быстро оказать помощь в случае непредвиденной ситуации. Среди экипажа ходили слухи, что американцы могут потопить корабль в отместку за сбитый самолёт лётчика-шпиона Пауэрса. Сам Никита Сергеевич предварительно не исключал диверсионных актов НАТО против нашего корабля. «Водное пространство большое, можно потопить корабль, — отмечал Хрущёв в мемуарах, — а потом, когда никого не останется и свидетелей не будет, разбирайся, по каким причинам это случилось… Несчастный случай? Или какая-то плавучая мина, оставшаяся от Второй мировой войны? А ведь такие случаи бывали. Но мог же быть и диверсионный акт!»