Что стало с культурными ценностями после штурма Зимнего дворца в 1917?

ДилетантИстория

Как грабили Зимний

Советская историография десятилетиями утверждала, что штурм Зимнего в октябре 1917 года был чётко организован большевистской партией и культурные ценности при этом совершенно не пострадали. Даже если и можно было найти упоминания о кражах ценных вещей из дворца, то приписывались они, как правило, юнкерам или другим защитникам Зимнего.

Алексей Кулегин

Кабинет министра-председателя Временного правительства А. Ф. Керенского в покоях императора Александра III после захвата Зимнего дворца. Петроград, ноябрь 1917 года

Но вот перед нами документ из собрания Российской национальной библиотеки (РНБ), который явно противоречит всем прежним канонам. Это листовка, содержащая два коротких обращения:

«Граждане Петрограда!

Убедительно просим всех граждан приложить все усилия к розыску повсюду, где только возможно, вещей, похищенных в Зимнем дворце в ночь с 25 на 26 октября, и доставить их в комендантство Зимнего дворца. Скупщики, антикварии и все, кто окажется в числе укрывателей, будут привлечены к судебной ответственности и наказаны со всей строгостью.

Комиссары по защите музеев и художественных коллекций — Г. Ятманов, Б. Мандельбаум».

«В полковые и флотские комитеты. В ночь с 25 на 26 октября в Зимнем дворце, составляющем неотъемлемую собственность русского народа, похищены ценные художественные вещи.

Убедительно просим приложить все усилия, чтобы все похищенные вещи были возвращены в комендантство Зимнего дворца.

Комиссары по защите музеев и художественных коллекций — Г. Ятманов, Б. Мандельбаум».

Обращение комиссаров по защите музеев и охране художественных коллекций Г. Ятманова и Б. Мандельбаума к населению Петрограда и в полковые и флотские комитеты о необходимости возврата ценностей, похищенных из Зимнего дворца в ночь Октябрьского переворота. Петроград, 1917 год. РНБ

Безвозвратно утрачены

Конечно, в наши дни, когда все идеологические табу в отношении Октябрьской революции остались далеко в прошлом, достоянием гласности стало немало свидетельств того, что на самом деле происходило в те роковые часы и дни в бывшем царском дворце и последней резиденции Временного правительства. Их дополняют новые документальные материалы из фондов Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГА СПб) и отдела рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ), которые и составляют источниковую базу данной статьи.

Донесение Центральной комендатуры (штаба) Петроградской Красной гвардии в Петроградский ВРК о разграблении Зимнего дворца и необходимости обеспечить его надёжную охрану. Петроград, 10 ноября 1917 года. ЦГА СПб

Так, в ОР РНБ хранятся стенограммы заседаний Петроградской городской думы, которая была тогда одним из центров сопротивления новому режиму, за октябрь — ноябрь 1917 года. В Петрограде ходило немало различных слухов о том, что произошло в Зимнем дворце в ночь Октябрьского переворота, вплоть до предположений о его полном разграблении и даже уничтожении самого здания. Поэтому Городская дума по горячим следам событий приняла решение специально заняться рассмотрением вопросов, связанных с судьбой находившихся там материальных и художественных ценностей.

На заседании 11 ноября Дума заслушала сообщение председателя Адмиралтейской районной думы, который в составе комиссии из пяти человек 5 ноября побывал в Зимнем дворце и смог на месте ознакомиться с плачевным состоянием ряда его помещений, куда в ночь штурма ворвались группы вооружённых людей. По его свидетельству, особенно досталось императорским комнатам. Так, уборная Александра II, по заявлению комиссии, была полностью разгромлена: «В этой уборной был расставлен ряд картин, предназначенных для эвакуации Петрограда. Из них некоторые повреждены, именно голландские картины, но картина Френча (очевидно, речь идёт о Франческо Франча — итальянском художнике, ювелире, гравёре и скульпторе. — А. К.), представляющая собой лучшую картину всего Зимнего дворца, совершенно не повреждена… в уборной валяется совершенно разбитая коробка с медалями, медали все расхищены. На полу валяются художественные акварели Вернэ (Клод Жозеф Верне — знаменитый французский художник. — А. К.), совершенно измятые. Они валяются где угодно в измятом виде, но очевидно могут быть восстановлены… В одной из комнат, которая находится недалеко от комнаты Александра II-го весь пол, столы и стулья покрыты густым слоем гагачьего пуха, выпущенного из суконных подушек, притащенных из уборной супруги Александра II-го».

Стенограмма заседания Петроградской городской думы с докладом председателя Адмиралтейской районной думы о состоянии помещений Зимнего дворца после его захвата. Петроград, 11 ноября 1917 года ОР РНБ

Грабёж сопровождался вандализмом: «…с огромного количества мебели — стульев, диванов содрана кожа и шёлковая обивка. Так что эта мебель представляет собой очень печальную картину», — с грустью констатировала комиссия Думы. Дефицитная кожа, вероятно, пошла на солдатские сапоги. «Приходится вообще отметить зверство, с которым этот разгром был произведён. Так, ящик с небольшими акварелями, с художественной точки зрения ничтожными, которые были подарены болгарским царём Фердинандом Николаю II-му, в количестве нескольких сот, был проткнут штыками. Вероятно, полагали, что там может быть что-нибудь есть, и руками выворачивали картоны из ящика. К счастью, сохранились наилучшие миниатюры, которые были в кабинете Александра II-го, например, ценнейшая миниатюра, изображающая Константина Павловича. Но были попытки вырывать миниатюры из рамок, из бокалов и т. п. <...> Способ, которым открывались эти помещения, был, очевидно, самый примитивный: когда какая-нибудь дверь не поддавалась — её ломали вдребезги. Таким путём ценный шкаф красного дерева из кабинета Александра II сломан вдребезги».

Кабинет императрицы Александры Фёдоровны после захвата Зимнего дворца. Петроград, ноябрь 1917 года

Двери комнаты Николая II «были самым варварским образом разбиты, причём двери закрыты на замок, так что, очевидно, одна партия грабителей спасалась от другой, закрывая двери, чтобы та не могла пройти в другие помещения». Покои свергнутого императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны вообще стали предметом особой ярости восставших. «Но все эти комнаты не представляют никакого интереса с художественной точки зрения. Они скорее антихудожественны, чем художественны. Но разгром там полный. Из кабинета Александры Фёдоровны пропал знаменитый портрет Николая II, написанный Серовым. Портрет этот был найден позднее в совершенно изорванном виде. Так что реставрировать его вряд ли возможно».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Эмиграция, старая и новая Эмиграция, старая и новая

«Старая русская эмиграция приняла нас тепло»

Дилетант
Сами себя заработают Сами себя заработают

Если копить никак не получается, пора изучить все скрытые возможности денег

VOICE
Красные и белые Красные и белые

Донесения белогвардейцев и немцев о беседах с бойцами и командирами РККА

Дилетант
Relax, Take It Easy Relax, Take It Easy

Что самое важное в совместном отдыхе для Алексея и Лейсан Чадовых

OK!
Джуд Лоу Джуд Лоу

Правила жизни британского актера Джуда Лоу

Esquire
Время управлять собой: почему self-skills становятся решающими для карьеры и бизнеса Время управлять собой: почему self-skills становятся решающими для карьеры и бизнеса

Что такое self-skills и зачем они нужны в работе?

Forbes
Как стресс, нагрузки и навязанные стандарты красоты влияют на женское здоровье Как стресс, нагрузки и навязанные стандарты красоты влияют на женское здоровье

Как пропадают месячные и при чем здесь расстройства пищевого поведения

Forbes
Виктория Романенко: «Видимо, Волчек просто в меня поверила» Виктория Романенко: «Видимо, Волчек просто в меня поверила»

Я же нежная и мягкая, так почему никогда не веду себя соответствующим образом?

Караван историй
5 советов, как отключить голову во время секса 5 советов, как отключить голову во время секса

Как перестать думать о неважном и начать чувствовать?

Psychologies
Ромашка Ромашка

Весь день она вспоминала о Чифе и мысленно улыбалась ему

СНОБ
9 признаков того, что вы едите излишне много соли 9 признаков того, что вы едите излишне много соли

Что указывает на большое количество соли в организме, и как это исправить

ТехИнсайдер
Спасти самое дорогое Спасти самое дорогое

Многоразовые транспортные космические системы сегодняшнего дня

Зеркало Мира
Юлианна Караулова: «Пусть сбудется всё, что загадано под бой курантов!» Юлианна Караулова: «Пусть сбудется всё, что загадано под бой курантов!»

Юлианна Караулова о семейных традициях празднования Нового года

Здоровье
«Все будут бороться с таргетом» «Все будут бороться с таргетом»

Экономист Дмитрий Адамидов — почему инфляционное таргетирование захватило мир

Монокль
Привезите мне на Новый год санкционку в подарок Привезите мне на Новый год санкционку в подарок

Какими путями в страну попадает импорт и какие препятствия стоят у него на пути

Монокль
Елена Николаева: «Я была влюблена в Смехова. Его Атос казался мне мужчиной мечты» Елена Николаева: «Я была влюблена в Смехова. Его Атос казался мне мужчиной мечты»

Я в отношениях уже девять лет, поэтому не могу сказать, что влюблена. Я люблю

Караван историй
Повеяло Повеяло

Техника по-пионерски плюс комфорт по-буржуински

Автопилот
Мечтаем правильно Мечтаем правильно

7 техник, которые помогут приблизиться к заветному желанию

Лиза
Ключ к красоте и ухоженности Ключ к красоте и ухоженности

На вопросы о лазерной эпиляции отвечает Ксения Филатова, врач-дермато-венеролог

Здоровье
Фюрер и дуче Фюрер и дуче

Между итальянским фашизмом и германским национал-социализмом есть разница

Дилетант
Око за око, или секреты человеческого глаза Око за око, или секреты человеческого глаза

Хорошо ли мы знаем, как работает наше зрение?

Зеркало Мира
К духам воды К духам воды

Шаманизм — важная составляющая жизни бурят. Каждый обряд проходит по-разному

Seasons of life
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

Путешествие к гордости Мадрида – музею Прадо – и дворцу-монастырю Эскориал

Знание – сила
Почему анаморфные объективы популярны в кино, однако не на ТВ? Узнайте секреты киноделов! Почему анаморфные объективы популярны в кино, однако не на ТВ? Узнайте секреты киноделов!

Анаморфные объективы — это техника, которая преобразила язык кинематографа

ТехИнсайдер
Для всех и каждого Для всех и каждого

Современный и эргономичный интерьер в компактной евротрешке

Идеи Вашего Дома
Музыка, созданная искусственным интеллектом: кто является автором? Музыка, созданная искусственным интеллектом: кто является автором?

Как ИИ влияет на авторское право в музыкальной сфере?

Наука и техника
Сказочный разворот Сказочный разворот

Как мы все сегодня живем в сказке, почему это легитимно и какой в этом урок

СНОБ
Сила инерции: как выживает крупнейшая торговая сеть в стране Сила инерции: как выживает крупнейшая торговая сеть в стране

Как кооператоры пытались создавать коалиции с крупными ретейлерами?

Forbes
Дмитрий Чеботарев: «Мой персонаж не пыльный» Дмитрий Чеботарев: «Мой персонаж не пыльный»

Дмитрий Чеботарев рассказал о погружении в физику и секретных объектах

Grazia
Атипичный персонаж Атипичный персонаж

Имя Ивана Николаевича Крамского — знаковое для всей русской живописи

Дилетант
Открыть в приложении