Как генерал имя сменил – 2
В прошлом номере «Дилетанта» был рассказ о том, как генерал Моллер на портрете кисти Гавриила Яковлева оказался на поверку генералом Воропаем. В продолжение темы предлагаем вашему вниманию историческое расследование, вернувшее настоящее имя картине самого Ильи Ефимовича Репина!
В центре Санкт-Петербурга находится музей-квартира художника и педагога Исаака Бродского. Любимый ученик Репина, после революции он стал основоположником ленинианы и сталинского панегирика в искусстве, автором официальных портретов советских вождей и хрестоматийных сюжетов: «Расстрел 26 бакинских комиссаров», «Ленин в Смольном» и др.
Существовала и вторая ипостась Исаака Израилевича. Являясь внешне апологетом социалистического реализма, он прекрасно разбирался в многоликом русском искусстве начала ХХ века, ценил и собирал работы Серова, Поленова, Левитана, Кустодиева, Врубеля, Малявина, Бенуа, Григорьева, Шагала, Коровина, Юона. Сегодня, посетив его мемориальную квартиру, пройдя по комнатам, сплошь увешанным разными, отнюдь не пролетарскими, картинами, вы погружаетесь в удивительную атмосферу в большей степени художественного Петербурга, чем Петрограда и Ленинграда.
На стене возле деревянной винтовой лестницы мое внимание привлек портрет, написанный Репиным в 1868 году. Глядя на картину, трудно поверить, что ее автору было всего лишь 24 года. Настоящий психологический портрет, решенный автором на высоком художественном уровне.
На вас сурово глядит уже далеко не молодой, но все еще бравый боевой генерал. Кисть Репина замечательно передает волевой характер николаевского ветерана. Это настоящий герой своего времени. Такой «слуга царю, отец солдатам» не щадил ни врага, ни себя, ни подчиненных. Перед нами не постаревший Печорин или Марлинский, а надежный, как русский штык, армейский Максим Максимыч, которому судьба к концу жизни благоволила получить генеральские эполеты.
Прочитав на раме «Портрет генерала Н. В. Мещерякова», я спросил смотрительницу музея о судьбе персонажа. Она любезно рассказала, что звали генерала Николай Васильевич, а служил он в морской артиллерии. Эта информация меня озадачила. Ведь мундир на портрете был совершенно не морской. Вечером того же дня я в приятельском разговоре поделился сомнениями со своим другом Семеном Михайловским — ректором Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры. Больше 80 лет возглавляемый им вуз носит имя Репина, так что любая неясность в наследии мастера требовала прояснения.
Поскольку музей-квартира Бродского является филиалом Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, Семен Ильич сразу связался с его директором Людмилой Кондратенко. Наш вопрос ее тоже заинтересовал.
— Когда и где Бродский приобрел этот портрет, точно не известно. В 1936 году он предоставил его для большой посмертной выставки Репина в Третьяковской галерее. Правда, в то время картина числилась изображением неизвестного. Почему и когда генерал стал Мещеряковым — попытаемся разобраться.