Как решали проблему сохранения важных сообщений в тайне от посторонних глаз

ДилетантИстория

Тайная связь

С момента создания первых систем удаленной коммуникации появилась и необходимость сохранять важные сообщения в тайне от посторонних глаз.

Максим Кузахметов

Полководец-шифровальщик. Юлий Цезарь считается одним из первых полководцев, который наладил четкую и надежную систему передачи зашифрованных донесений и приказов между своими отрядами. Во время Галльской войны «шифр Цезаря» позволял римлянам сохранять свои планы в тайне от врагов, даже в случае перехвата курьеров. Верцингеторикс сдается Цезарю. Фрагмент картины Лионеля Руайе 1899 года

В опросы тайнописи оказались для человечества столь актуальны, что еще в древности возникла целая наука криптография (от греческого «криптос» — скрытый). Первые специалисты по шифрованию и расшифровке сообщений появились одновременно с первыми рукописными текстами.

Античная секретность

Шифрованные сообщения активно использовали уже в Древней Иудее. Непосвященный человек мог видеть только ничем не связанный на первый взгляд набор букв. Но те, кто владел специальной формулой, могли легко прочитать послание. Ведь каждой букве секретного текста соответствовал правильный знак алфавита. Например, следовало вместо первой буквы алфавита читать последнюю, вместо второй — предпоследнюю и так далее. Такой способ шифровки получил название атбаш.

Одним из самых известных примеров шифрованных сообщений считается переписка Юлия Цезаря. Знаменитый полководец использовал очень простой, но одновременно вполне надежный способ криптографического текста: вместо правильной буквы писалась та, что находилась в латинском алфавите на три позиции дальше. Это позволяло составлять сообщения очень быстро и так же быстро их расшифровывать. Если учесть, что римляне не делали пробелов между словами, то в итоге письмо превращалось во множество ничем не связанных знаков. Соответственно, враги ничего не могли понять из перехваченного сообщения.

Эпоха античности оставила еще один яркий пример важности сохранения переписки в тайне от окружающих, который связан с именем спартанского полководца Павсания. Во время греко-персидских войн он сумел одержать ряд выдающихся побед. Но этот успех настолько вскружил ему голову, что Павсаний стал заносчив и груб с простыми воинами. Более того, он возомнил себя будущим властелином всей Эллады. Не найдя понимания у бывших союзников, полководец вступил в тайную переписку с персидским царем Ксерксом.

Павсаний. Полководец был смелым воином, но, встав на путь предательства, оказался слабым конспиратором. Спартанский полководец. Джонни Шумейт, 2001 год

Для сохранения своего предательства в секрете Павсаний придумал жуткий, но очень надежный способ. По его просьбе персы казнили каждого прибывшего гонца. В конце концов очередной курьер, которого спартанец хотел отправить с посланием, заподозрил неладное. Он вскрыл письмо и с ужасом прочитал в конце приписку: «А гонца, как и прежде, следует убить».

Для жителей античной Спарты поступок Павсания был немыслим. Его прокляла даже родная мать. Не дожидаясь расправы, полководец скрылся в ближайшем храме. Ведь суеверные спартанцы не могли решиться на святотатство и устроить кровопролитие у алтаря. Но Павсаний недооценил своих соотечественников. Первой принесла камень к дверям храма его престарелая мать. А вскоре предатель оказался полностью замурован и умер от голода.

Скитала. В Древней Греции для оперативной передачи шифрованных сообщений часто использовали ленту пергамента. Текст по горизонтали читался правильно только в том случае, если лента была намотана на цилиндр (скиталу) правильного диаметра

Тайны Средневековья

С началом Средневековья развитие системы шифрования текстов получает новый мощный импульс. Причем отныне различные шифры активно использовали не только дипломаты и военные (что было закономерно), но и купцы. Богатые торговцы старались сохранить в тайне свои источники доходов и прибыль.

Еще одним стимулом для развития шифров оказалась чрезвычайная популярность алхимии и всевозможного колдовства. Любое заклинание или рецепт получения философского камня требовали непременной секретности. Европу заполонили рукописи с нечитаемыми, но безусловно «магическими» текстами. Появились и первые научные труды по криптографии.

Одним из самых распространенных способов шифрования писем стало использование гибридной системы. То есть, например, в донесении сначала использовался алфавитный сдвиг (зачастую по гораздо более сложной системе, чем у Цезаря), а затем латинские буквы заменялись на буквы менее распространенного (допустим, армянского) алфавита или на цифры. При этом для надежности само донесение могло быть составлено на чередовании немецкого и французского языков. Правда, при такой системе работа по подготовке секретных сведений и последующий «перевод» на обычный язык отнимали очень много времени. А простая ошибка или опечатка могли вообще все испортить.

Однако опасения, что враги все же сумеют подобрать ключи и прочитают секретное послание, привели к появлению специальных таблиц. Это было некое подобие паролей, когда слова «ждем хорошей погоды» могли означать просьбу об отправке денег. В таком случае смысл сообщения понимал только обладатель дешифратора. А само письмо при перехвате не вызывало подозрений. У дипломатов отныне имелись толстые книги, в которых были предусмотрены тысячи вариантов для создания секретного текста. Подобный способ получил название стеганография.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почтовая экзотика Почтовая экзотика

В истории почты много случаев передачи посылок и сообщений необычным образом

Дилетант
Мария Добржинская: Мой принц Мария Добржинская: Мой принц

Совсем не разглядела в незнакомом молодом человеке будущего мужа

Караван историй
Великий неудачник Великий неудачник

Черчилль терпел поражения чаще, чем одерживал победы

Дилетант
Решение семейных конфликтов: методика «двух шагов» Решение семейных конфликтов: методика «двух шагов»

Что делать, когда в семье конфликт, кажущийся неразрешимым

СНОБ
Тужурка Мао Цзэдуна Тужурка Мао Цзэдуна

Как появилась знаменитая куртка Мао Цзэдуна

Дилетант
Комсомольский комсомолец Комсомольский комсомолец

Пролетарии всех стран, вы там, вообще, как?

Maxim
Письмами и светом, звуками и дымом Письмами и светом, звуками и дымом

Человечество давно решает проблему оперативной и надежной передачи информации

Дилетант
Учиться радости у детей солнца Учиться радости у детей солнца

Как в службе «Милосердие» различают чудо и просто хорошую работу

Русский репортер
Солдат в обмен на фельдмаршала? Солдат в обмен на фельдмаршала?

Яков Джугашвили и Фридрих Паулюс — двое самых известных пленных Второй мировой

Дилетант
Мясо, сухое вино и предрассудки. Чего нет в Швейцарии Мясо, сухое вино и предрассудки. Чего нет в Швейцарии

О Швейцарии написан миллион гидов, и порой кажется, что это идеальное место

СНОБ
«Мучительница и душегубица» «Мучительница и душегубица»

Дело помещицы Салтыковой

Дилетант
Куда исчезла материя Куда исчезла материя

Астрофизикам вот уже сто лет не хватает материи во Вселенной

СНОБ
Торгаш и ничего святого: предприниматель в русской классике Торгаш и ничего святого: предприниматель в русской классике

Как выглядят предприниматели в классической русской литературе

Дилетант
Золото Альбертины Золото Альбертины

Интервью с директором венского музея Альбертина

СНОБ
Счастья баловень безродный... Счастья баловень безродный...

Оценка Петром Меншикова была прозаической и трезвой: вороватый, да верный

Дилетант
Повернуть время вспять Повернуть время вспять

Морщинки – история нашей жизни. Но обязательно ли рассказывать ее окружающим? Любые признаки старения, будь то морщины, пигментация или дряблость кожи, говорят о пренебрежении. Как к окружающим, так и к достижениям науки. А значит, о нежелании работать над собой. Когда же нужно начинать бороться за свое лицо?

Psychologies
Александр: империя за 12 лет Александр: империя за 12 лет

Блестящие военные победы царя Македонии перекроили карту античного мира

Дилетант
Роза ветров. Отрывок из романа Роза ветров. Отрывок из романа

Фрагмент из исторического романа Андрея Геласимова «Роза ветров»

СНОБ
Рене Зеллвегер. Преображение Рене Зеллвегер. Преображение

Оскароносная Рене Зеллвегер решилась на полную перезагрузку

Караван историй
Мечта детства Мечта детства

Топ-менеджеры «Ростсельмаша» отправляются в поля обслуживать свою технику

Популярная механика
«Сначала ты молодой неуч, а через 10 лет — списанный материал». Три истории про эйджизм «Сначала ты молодой неуч, а через 10 лет — списанный материал». Три истории про эйджизм

Как пережить насмешки, хамство начальства и что делать, если тебе за сорок

СНОБ
Марина Разбежкина: Камера помогает вылечиться и выйти в другой мир Марина Разбежкина: Камера помогает вылечиться и выйти в другой мир

Марина Разбежкина — о том, как никогда не плакать

СНОБ
Хроника пикирующего Форда Хроника пикирующего Форда

GQ проводит время с Харрисоном Фордом

GQ
Роман с горой Юнгфрау, или Приключения «Сноба» в фитнес-кэмпе в Швейцарии Роман с горой Юнгфрау, или Приключения «Сноба» в фитнес-кэмпе в Швейцарии

Тренировки с видом на горы и озера: репортаж из швейцарского фитнес-кэмпа

СНОБ
Лучший вид на этот город Лучший вид на этот город

«Татлер» собрал досье на десять девушек, которые сделали карьеру в урбанистике

Tatler
«Я понимала, что, если признаюсь в беременности, ребенка у меня не будет». Монологи женщин, родивших после сорока «Я понимала, что, если признаюсь в беременности, ребенка у меня не будет». Монологи женщин, родивших после сорока

Женщины, родившие в зрелом возрасте, о моральном прессинге

СНОБ
Бомба для бессмертного Бомба для бессмертного

Что не так с Лениным?

СНОБ
Деньги на бочке Деньги на бочке

Торговец пивными кегами запустил производство, чтобы уйти с серого рынка

Forbes
«Преподавательница ставила зачет за разговоры о жизни». Истории сорокалетних студентов «Преподавательница ставила зачет за разговоры о жизни». Истории сорокалетних студентов

Некоторые не боятся садиться за парту, даже когда стукнуло сорок

СНОБ
Карьера менеджера Карьера менеджера

Как Владислав Мартынов стал предпринимателем, инвестором и блокчейн-энтузиастом

РБК
Открыть в приложении