Борьба за нацию
Массовые представления о взглядах Симона Петлюры сформированы столетней войной пропагандистов, которых меньше всего интересовало, во что он верил на самом деле.
Националист
Петлюра избегал раскрывать душу. Четверть века его политической жизни могут показаться непрерывной чередой смены вех. Едва ли не все украинские политические партии и группы числили его то в своих сторонниках, то в непримиримых врагах, объявляли то левым, то правым, то шовинистом, то либералом, то беспринципным властолюбивым циником и интриганом, то самоотверженным идейным борцом. И всё потому, что большинство политических идей, во имя которых убивали и умирали его современники, для Петлюры имели лишь «прикладное» значение — в зависимости от обстоятельств могли то способствовать, то препятствовать движению к его цели.
«…Нужно ли и полезно ли, чтобы в малороссийских школах преподавалось ученье на туземном наречии, а не на общем русском языке?» Из представления в МВД цензора Александра Никитенко, 1864 год
Обучаясь в Полтавской семинарии, юный Семён недоумевал: тридцать миллионов малороссов со своими «языком, литературой и нравами» — это народ или всего лишь «местная народность»? А украинский язык — самостоятельный язык или «тот же русский язык, только испорченный влиянием на него Польши»? Если соединение Украины с Россией по Переяславскому договору 1654 года облагодетельствовало малороссов, вступивших в «государственный союз с прочими частями русского народа», то отчего великорусский союзник растоптал этот договор и фактически колонизировал Украину, — в служебной переписке имперские чиновники прямо называли украинцев «туземцами», запретили литературу «религиозного содержания, учебную и вообще назначенную для первоначального чтения народа» на его родном языке?
Официозные авторы и семинарские учителя, воспитывавшие будущих священников «в монархическом, великорусском, православном духе», уходили от ответов или отвечали невнятно. Зато из книг Николая Костомарова, Михаила Драгоманова, Ивана Франко становились понятны и суть украинского неустройства, и его причины. Они и привели Петлюру к твёрдому убеждению: «национальная неполноценность» украинского народа — лишь результат многовекового насилия русского самодержавия. Развитие украинцев в настоящую политическую нацию — равную среди равных — стало для него единственной целью жизни, «одной, но пламенной страстью». Юный семинарист понимал, что устранить помехи такому развитию можно, лишь преобразовав Российскую империю в демократическую республику, чтобы превращение в политическую нацию зависело только от самих украинцев. Но это недостаточное условие: нужно терпеливо продвигать «процесс культурно-национального возрождения украинского народа», его украинизацию. Приятели-бурсаки прозвали Семёна «зилотом» — он принял это прозвище и изменил своё имя в честь апостола Симона Зилота.
Симон Зилот — один из двенадцати апостолов Христа. Предание отмечает его как несгибаемого борца против римского владычества. Принял мученическую смерть. По одной из версий, похоронен где-то на Кубани.
Социалист, либерал, масон…
Марксизм, предлагавший простой и, казалось, научно обоснованный рецепт устранения всякой социальной (а значит, и национальной!) несправедливости, Петлюру заинтересовал, и в 1900 году он вступает в Революционную украинскую партию (РУП), близкую к европейской социал-демократии. Симон агитирует крестьян, разъясняя суть их «триединого» угнетения — самодержавного, буржуазного и от «великорусских» колонизаторов. Одновременно он обучает их грамоте и приобщает к высокой украинской культуре — основе украинизации.