Попытка номер пять
Можно ли считать нынешний уровень развития технологий пропуском в эпоху Индустрии 5.0
Чем глубже цифровизация и автоматизация проникают во все сферы жизни общества, тем больше возникает теорий дальнейшего социально-экономического развития человечества. Одна из них — Индустрия 5.0, или Пятая промышленная революция, в основе которой — эффективное сотрудничество людей и машин. Имеет ли эта концепция право на существование — разбираемся в двух разных точках зрения, высказанных экспертами РБК Андреем Скорочкиным и Анной Гребенюк.
Андрей Скорочкин: «Мы еще не понимаем, что уже живем в другую эпоху»
ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Индустрия 4.0 плавно перетекает в Индустрию 5.0. Повсеместное внедрение новых технологий позволяет говорить о свершении Пятой индустриальной революции.
РБК: Первые три промышленные революции описаны в учебниках истории. Четвертая совершается на наших глазах. В чем отличительная особенность Индустрии 5.0, которую называют Пятой промышленной революцией?
А. С.: Давайте разберемся в терминах. Индустрия 4.0 — это автоматизация, которая происходит сейчас с разным уровнем успешности, но главное — это внедрение различных систем, и искусственного интеллекта в том числе. Индустрия 5.0 предполагает взаимодействие человека и машины — это так называемые человеко-машинные системы из области кибернетики. Мы получаем среду на границе искусственного интеллекта и роботизации: роботы, человеческие интерфейсы, языковые модели. В такой ситуации во многих процессах человек либо полностью заменяется, либо ему сильно начинает помогать технология.
Есть разные мнения относительно обоснованности выделения в отдельный этап Индустрии 5.0. На мой взгляд, это имеет право на жизнь. Просто стоит понимать, что этот скачок от одного уровня до другого оказался не вполне таким, как мы ожидали. Все процессы еще продолжаются, и переход еще не до конца совершен. Новшества проникают в жизнь плавно — например, искусственный интеллект и языковые модели развивались достаточно долго, так что мы еще не понимаем, что уже живем в другую эпоху.
Еще более значительный прорыв, на мой взгляд, должен произойти на пересечении двух потоков — совершенствования моделей и увеличения вычислительных мощностей. Достижение quantum supremacy (квантового превосходства — способности квантовых вычислительных устройств решать проблемы, которые классические компьютеры практически не могут решить. — РБК) произойдет скорее раньше, чем позже. Многие компании работают в этом направлении и даже оцениваются уже по принципу quantum ready.
Возрастают не только вычислительные мощности, меняются сами принципы вычислений. Скорее всего, новый сдвиг произойдет, когда будет накоплена критическая масса изменений. Модели дозреют, станут еще более совершенными. И если это развитие умножится на скачкообразный прогресс вычислительных мощностей, то это приведет к настоящей революции. И тогда уже точно изменится многое, а точнее — всё: такой мир, каким мы его знаем, перестанет существовать.
РБК: Как сотрудничество между людьми и машинами может повлиять на эффективность производства? Насколько изменится роль сотрудников?
А. С.: Достаточно трудно прогнозировать, но, с моей точки зрения, предприятие будет работать как автоматизированный комплекс. Уже сегодня один человек может полностью управлять фабрикой. Что не решено — это вопрос ответственности: кто будет отвечать за то, что машина что-то изменит. Сейчас эти вопросы уже больше находятся в юридической плоскости, а не в технической, хотя и техническая сторона вопроса все-таки не до конца проработана. Автономная работа целых предприятий пока просто слишком дорога.
По мере развития технологий и их удешевления все эти вопросы будут решены. Это будут автономные производственные комплексы, и рабочие в привычном нам понимании станут не нужны либо совсем, либо их останется минимальное количество — небольшая группа обслуживающих инженеров на все предприятие. На мой взгляд, это случится на горизонте 15–20 лет.
РБК: Как связаны Пятая промышленная революция и ESG?
А. С.: Вопрос не самый простой. Наибольшее значение в контексте пересечения ESG и Пятой индустриальной революции будет иметь буква S, отвечающая за social, то есть именно ответственные технологии, ответственный искусственный интеллект. Как не передать контроль за свою жизнь искусственному интеллекту? Кто будет принимать решения? Известный кейс с беспилотным автомобилем: едет машина, и ситуация складывается так, что по показателям абсолютно понятно, что кто-то пострадает: слева старушка, справа ребенок. Компьютер точно знает по датчикам, что авария неизбежна. Какое решение машина должна принять? Кто будет писать этот алгоритм принятия решения? Кто понесет в итоге ответственность? Поэтому этичность играет важную роль, и буква S имеет определяющее значение.
С точки зрения экологии — буква E — можно говорить об увеличении эффективности предприятий Индустрии 5.0: меньшем расходе топлива и меньших выбросах. На мой взгляд, в глобальном смысле ситуация улучшится за счет того, что расходование ресурсов выйдет на новый уровень эффективности в связи с применением технологий. Но ключевой проблемой остается социальная сфера: вопросы этики и ответственности.
РБК: Как Индустрия 5.0 изменит определение понятия «робот»?
А. С.: Курс взят на уподобление робота человеку, причем сознательно. Например, по Москве курсируют роверы-доставщики. Они специально сделаны милыми, чтобы нравиться людям. То же самое будет касаться всего остального — роботов станут максимально приближать к человеку. Это одна из ловушек, связанных с буквой S в ESG. Потому что это не живое существо, а все-таки машина. Но в сознании понятия живого существа и робота будут все больше сращиваться.
РБК: Индустрия 4.0 — это внедрение повсеместной автоматизации, а Индустрия 5.0 — синергия между людьми и роботами. Нет ли здесь конфликта концепций?
А. С.: Эти концепции вовсе не взаимоисключающие. Автоматизация нужна для того, чтобы перейти к следующему уровню — к привыканию к тому, что некоторые процессы могут быть автоматизированы. Это необходимо для того, чтобы потом на эту базу надстраивать более интеллектуальный слой. Например, для поддержки принятия решений и для того, чтобы встроенные везде и во все датчики начинали коммуницировать друг с другом, а потом нейронные модели могли оптимизировать все эти процессы. Все эти пути логичны и их необходимо было пройти. Таким образом, Индустрия 4.0 плавно перетекает в 5.0.
РБК: С какими рисками производство столкнулось, войдя в эру Индустрии 4.0? И что принесет Индустрия 5.0? С какими технологическими угрозами нам предстоит бороться?
А. С.: Рисков много, и они достаточно серьезны. Проблема повсеместной автоматизации связана с тем, что машина может ошибаться. Переход на новый уровень влечет за собой риск технологической зависимости. Здесь невозможно не говорить про технологический суверенитет, так как технологии становятся инструментом соперничества и конкуренции. Если предприятие функционирует на технологиях, которые ты не контролируешь и не можешь управлять ими и развивать — это огромный риск. Вполне вероятно, что в какой-то момент все может быть остановлено, причем дистанционно.
Когда руда добывается экскаваторами, то вероятность возникновения проблем невелика. Если же в процессе участвуют роботы, которые управляются через облако, то в какой-то момент абсолютно все может остановиться по команде извне. Для того чтобы нанести огромный ущерб, совершенно необязательно инвестировать огромные усилия. Возникает вторая крупнейшая проблема — кибербезопасность. Я считаю, что это один из серьезнейших глобальных вызовов, которые предстоит решать.
Третий момент — любое развитие технологий обязательно находит применение в вооружении. Любые самые передовые системы искусственного интеллекта сначала внедряются далеко не в сельском хозяйстве.
РБК: Предполагается обучать роботов на примерах, которые будут показывать им работники, используя анализ намерений человека. Может ли это в будущем иметь для человечества негативные последствия?
А. С.: Вероятно, до определенного момента системы будут обучаться на примерах человеческой деятельности, однако потом будут задействованы виртуальные кейсы. На мой взгляд, этот процесс не будет происходить линейно. По понятным причинам все начинается с копирования человека. Но ИИ как раз станет интеллектом в полном смысле, когда сможет сам генерировать новые данные и принимать решения на их основе. Что он выберет себе в качестве модели для обучения — открытый вопрос. И люди, которые будут взаимодействовать с этими системами, будут уже существенно отличаться от нас. Это будет новая цивилизация. Хорошая она будет или нет — этого нельзя сказать, но дети, которые появляются на свет и растут сейчас, будут жить уже в другом мире.
РБК: Какие новые профессии возникнут с наступлением Индустрии 5.0?
А. С.: Самый простой ответ — архитектор или оператор ИИ. Нужно уметь работать с искусственным интеллектом, задавать правильные вопросы, обучать модели. Я придерживаюсь тех взглядов, что, к сожалению, пропадет много различных профессий: от дизайнеров и музыкантов до водителей и грузчиков.
Сейчас интересен момент, какие инженерные компетенции будут востребованы в будущем. 70–80% работы программистов, не требующих супервысокой креативности, уже может выполняться AI. А развитие языков более высокого уровня, переход к No-сode-решениям эту тенденцию только усилит. На мой взгляд, баланс спроса на рынке труда будет смещен от технических специалистов в более гуманитарную плоскость: понадобятся люди, которые могут мыслить концептуально, создавать по-настоящему оригинальные модели.
Соответственно, понадобятся серьезные аналитические и когнитивные навыки: математика высокого уровня, философия, социология и все, что находится на пересечении различных естественных наук. В будущем станут востребованными профессии исследовательского типа и люди, которые в состоянии работать с огромным количеством инструментов, делать выводы и обобщения.
Инженерные специальности, безусловно, тоже будут востребованы, но их знание не должно будет ограничиваться чисто технической логикой. Будет важна незашоренность, умение снижать уровень догматичности в мышлении. Грубый пример: все мы знаем, когда 2+2=4, но важно как минимум уметь задавать себе вопрос, а могут ли быть ситуации, что 2+2=5? Нужно будет иметь широкий кругозор и открытость. Знания будут рождаться на пересечении большого количества дисциплин.
РБК: Существуют ли уже сейчас реальные устойчивые и ориентированные на человека высокотехнологичные производства, которые первыми перейдут к концепции Индустрии 5.0?
А. С.: Таких комплексов уже достаточно много. Функционируют автоматизированные склады, автоматические заводские модули, НПЗ, роботизированные автосборочные цеха и т.д. На некоторых предприятиях внедрены ЦУП — центры управления производством, то есть удаленный мониторинг. Они пока не очень сильно распространены, так как вопрос упирается в инвестиции, а они пока существенные, и бизнес считает, что использование сотрудников более экономически выгодно. И здесь мы возвращаемся к дискуссии об ответственности. Технология уже не является препятствием, однако пока общество не достигло законодательной зрелости в этом вопросе.
РБК: Про Индустрию 5.0 часто говорят, что это только маркетинг или просто хронологическое развитие Индустрии 4.0. Как еще критикуют концепцию и оправданно ли?
А. С.: Человек склонен в своем сознании все делить на этапы, а потом стараться подвести сложные процессы под упрощенные схемы. Правильно ли обозначение этапов 4, 5, 9 или 10? Ведь главное, существует ли поступательное развитие, некая непрерывная цивилизационная кривая. На сколько фаз и как его подразделять, зависит от того, зачем и кто это делает. В конечном же счете это не так важно.
Анна Гребенюк: « Это маркетинговый ход, за которым стоит тренд на человекоцентричность»
ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Происходящие процессы в корне не меняют сложившиеся рынки. Тренд на человекоцентричность — не продолжение индустриальных революций, а параллельно развивающаяся история.
РБК: Можно ли говорить об Индустрии 5.0 как о новой технологической революции?
А. Г.: Концепции промышленных революций, последняя из которых носит название Индустрия 4.0, построены таким образом, что предполагают создание новых технологий, которые меняют цепочки формирования стоимости и рынки — то есть оказывают подрывное влияние на экономику в целом. Такими в свое время стали искусственный интеллект, машинное обучение, технологии дополненной реальности, интернет вещей, цифровые двойники и т.д.
Человекоцентричные технологии не несут глобальных изменений уклада. Поэтому я бы не стала говорить о совершении на наших глазах новой технологической революции. Скорее, это проявление тренда на человекоцентричность, который совпадает по хронологии с Индустрией 4.0. Да, новые технологии появляются — в основном, это биотехнологии, и они занимают свою нишу, но при этом в корне не меняют сложившиеся производственные цепочки. Автоматизация, цифровизация продолжат развиваться, а параллельно будет происходить процесс внедрения в различные сферы биотехнологий.
РБК: Почему человекоцентричность не вяжется с промышленной революцией?
А. Г.: Если в предыдущие столетия во главе угла все-таки стояло производство, то сейчас — я не скажу, что это повсеместно, но все же в развитом мире этот тренд прослеживается и о нем много говорят — главной ценностью признается человеческий капитал. Что делает страны конкурентоспособными? Сейчас это не столько наличие ресурсов, природных ископаемых, как это было раньше, а человеческий потенциал. То есть непосредственно люди, которые умеют создавать технологии и применять их в жизни. Можно даже закупить технологию у другой страны и привезти в свою, но персонал нужно обучить обращаться со сложным оборудованием — это тоже непростая задача.
Произошла переоценка ценностей на глобальном уровне: человеческий потенциал теперь и есть новая нефть. Важно использовать человека не только как рабочую силу, нужно создавать условия, чтобы он развивался, чтобы у него были возможности раскрыть свои таланты, применять креативные способности. Когда человек погружен в рутину и текучку, он не может стратегически мыслить. Именно поэтому в современном мире возник вопрос о сокращении рабочей недели. Дело не в том, чтобы люди больше работали и поэтому больше производили, а в том, чтобы они работали качественнее и эффективнее.
Индустрия 5.0, на мой взгляд, это маркетинговый ход, за которым стоит тренд на человекоцентричность. Раскрыть потенциал человека, сделать его профессиональную деятельность более разнообразной, позволить видеть результаты собственного труда — вот что за ним скрывается. Здесь нет технологического слома, но есть изменение фокуса внимания, сейчас он направлен на человека. Мы меняем не средство достижения цели, а саму цель. Человек представляет ценность сам по себе, и без развития его потенциала невозможно развитие компаний и стран.
РБК: Какие человекоцентричные технологии развиваются сейчас?
А. Г.: Они совершенно разные. Например, био- и нейротехнологии помогают людям с нейродегенеративными заболеваниями, но в среднесрочной перспективе позволят развивать умственные и психологические способности. Технологии лечения и предотвращения заболеваний путем ранней диагностики позволяют выявить болезнь на ранней стадии, чтобы ее было проще вылечить и не допустить негативного влияния на организм.
Помимо стандартных медицинских здоровьесберегающих технологий к человекоцентричным можно отнести очень разные информационные технологии, в частности, образовательные, которые в массе своей все цифровые. Они позволяют людям с ограниченными возможностями получать образование. Также такие технологии дают возможность учиться дистанционно: если человек родился не в мегаполисе, ему все равно доступно качественное образование высокого уровня. Сюда же можно отнести возможность построения индивидуальных траекторий — и образовательных, и карьерных.
Вообще прослеживается четкий тренд на персонализацию. Если раньше на профориентационных занятиях в школе у ребенка было, условно, три пути, по которым он может пойти, то сейчас этот диапазон намного шире и разветвленнее. Современные технологии позволяют выстроить траекторию развития человека, выявить предрасположенности и таланты, выращивать компетенции, встраиваться в профессиональные сообщества.
Говоря о технологиях, в центре которых находится человек, нельзя не затронуть те, что делают жизнь комфортнее и проще. Сюда, к примеру, можно отнести технологии планирования города: это идея о том, как его обустроить, сделать безопасным, а среду — доступной, в том числе комфортной для заботы о своем здоровье. Одним словом, человекоцентричные технологии — это целый комплекс инноваций, которые не всегда можно назвать собственно техническими, в ряде случаев это менеджерские решения.
РБК: Человеческий потенциал не всегда был в фокусе внимания, а самого человека даже называли винтиком системы. Чем обусловлен сегодняшний тренд на человекоцентричность?
А. Г.: Мир усложняется, и технологии вместе с ним. Чтобы их создавать и применять, нужны люди, которые умеют это делать. В середине прошлого века обучить людей работе на станке можно было за очень короткий срок, так как техника на тот момент была не настолько комплексной. Сейчас все намного сложнее: у человека должно быть университетское образование, база, бэкграунд, плюс к этому он должен обучиться работе с конкретным оборудованием или ПО. Мы говорим и об ученых, которые создают технологии, и о тех людях, которые применяют их в жизни. Вклад в человеческий потенциал важен, он позволяет не терять ценные кадры. Чтобы их заменить и обучить новых специалистов, компании или государству нужно будет снова потратить ресурсы.
РБК: Существует ли риск того, что с трендом на человекоцентричность будет то же, что случилось с трендом на экологичность и гринвошингом?
А. Г.: В каких-то областях повсеместное внедрение технологий, в том числе человекоцентричных, неизбежно, но в каких-то можно будет обойтись и без этого — все зависит от ниши и отрасли. И я не исключаю повторения истории с ESG, когда за сертификатом о внедрении технологий устойчивого развития у производителя на самом деле ничего не стоит. Человекоцентричные технологии тоже могут стать красивым ярлыком, маркетинговым ходом.
Однако те компании и государства, которые выстраивают долгосрочное планирование, будут их внедрять и уже внедряют. Удобные офисы, гибридный или удаленный график работы, медицинская страховка — все это потенциальный сотрудник будет оценивать при приеме на работу. Еще один важный тренд — возможность получения психологической помощи. Для компании это важно, потому что выгоревший сотрудник неэффективен.
РБК: Это можно назвать новой формой заботы бизнеса о человеке?
А. Г.: Сложно сказать, это забота о человеке или о выгоде. Но в любом случае здорово, что здесь эти два направления совпадают. Ориентир на человека — здоровый тренд, который нужен современности. А как именно он будет называться — Индустрия 5.0 или тренд на человекоцентричность — уже не так важно.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl