На Новом Арбате вновь открылся легендарный кинотеатр “Художественный”

EsquireКультура

Дети Арбата: кинотеатр «Художественный» глазами его работников

Интервью: Дмитрий Барченков

В апреле 2021 года, после почти семилетней реконструкции, на Новом Арбате открылся легендарный кинотеатр “Художественный”. Открылся с помпой — премьерой нашумевшей драмы “Отец”, за которую Энтони Хопкинсу вручили “Оскар”. И быстро завоевал сердца москвичей, превратившись в главную культурную артерию: шутка ли — кроме отборного кино здесь предоставляют эстетическое наслаждение полного цикла, от фотогеничного интерьера до идеально смешанных коктейлей, кофейни на нью-йоркский манер, чинного ресторана Niki и филиала библиотеки Некрасова. В конце осени кинотеатр отметил 112-летие. По такому случаю Esquire приоткрыл занавес “Художественного” и познакомился с командой, стоящей за этой махиной.

Галарина Долговых, директор событийной программы

Про ценность «Художественного» и отбор фильмов

Прелесть «Художественного» прежде всего в том, что похожего места, в котором, с одной стороны, сохранилась более чем столетняя история, а с другой — комфорт и качество кинопоказа возведены в абсолют, точно не было в Москве, и почти уверена, что в других столицах тоже. Наш большой зал рассчитан на 474 места, что хорошо для премьерных показов: зрители хотят пообщаться перед фильмом, обменяться мнениями после, а лучше всего это делать в камерной и вместе с тем праздничной обстановке. «Художественный» — вообще про праздник, такой домашний праздник по случаю крутого кинематографа. В этом смысле мы даже больше походим на театр.

И это касается не только премьер. Мы предлагаем относится к походу на любой сеанс в «Художественном» как к походу в театр: подготовиться, выбрать фильм и вечер, нарядиться. Репертуаром занимается программный директор Стас Тыркин. Для большинства российских кинематографистов провести премьеру в «Художественном» — большая честь, для молодых авторов и дебютантов — тем более. Каждый день приходят предложения, и мы просто вынуждены кому-то отказывать, потому что у нас один большой зал и количество дней в неделе ограничено. Мы чаще сами приглашаем картины, и пока что не было еще ни одного фильма, которому мы бы хотели сделать премьеру в «Художественном» и не сделали. И вопрос не в том, нравится фильм кому-то или нет, у него должен быть определенный художественный уровень.

Больше всего зрителей привлекает, конечно, арт-мейнстрим, люди любят наши собственные фестивали, специальные события. Случаются и приятные открытия. Так было с фильмом Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», знаковым для «Художественного»: премьера картины в 1926 году прошла именно в этих стенах. Я не думала, что он соберет три полных зала. На первый показ билеты разошлись так же быстро, как на зрительскую премьеру «Отца».

Важный критерий отбора — фильмы должны мэтчиться с местом. Релизы, которые с успехом идут по всей стране, например «Веном» или «Вечные», выглядят тут неуместно, за них не голосуют рублем. А вот, например, фильм открытия «Отец» позволил нам собрать 10% прокатной кассы по всей стране. Он шел с апреля аж до сентября, а фильму «Аннетт» мы сделали 29% от национальной кассы. Оговорюсь, что у нас нет дискриминации форматов и жанров: типичный блокбастер «Не время умирать» и семейный развлекательный фильм «Круэлла» сделали в «Художественном» 1% российской кассы.

Евгения Морейнис, исследовательница кино, SMM в «Художественном»

Про «Художественный» в онлайне и офлайне

Я заметила вот какую вещь: несмотря на то что кино, казалось бы, самый массовый вид искусства, людям, его обожающим, зачастую сложно найти общий язык. Каждый киноман словно стремится отгородить свою поляну и говорить о кино на языке, понятном избранному кругу. Я думаю, что это механизм психологической защиты: когда многие утверждают свою идентичность через интерес к кино, хочется показать, чем ты отличаешься от остальных. Но есть побочный эффект: порог входа в условный клуб синефилов сильно повышается. В соцсетях «Художественного» мы сразу решили не душнить, а доступно рассказывать про кино широкому зрителю, находить интересные факты про фильмы и давать контекст, который облегчит просмотр. Например, о том, что Энсел Элгорт, сыгравший главную роль в «Вестсайдской истории», учился в одной школе с Тимоте Шаламе, который постоянно уступал Элгорту в прослушиваниях на главные роли в школьных спектаклях. Или о том, как были устроены сеансы в «Художественном» до революции. Это интересная, но непростая задача, особенно учитывая то, что каждую неделю выходит порядка семи—десяти фильмов, а в соцсети кинотеатра должны попасть минимум три—пять из них. Роман Волобуев как-то рассказывал, что завязал с кинокритикой, потому что устал на регулярной основе пропускать через себя огромное количество фильмов. Сотрудники кинотеатра в этом смысле несильно отличаются от кинокритиков.

Я пришла в «Художественный» еще до открытия и наблюдала, как кинотеатр становится частью живой городской среды. Кажется, самый яркий кейс — это фасад «Художественного» с мультимедийным панно из 2378 лампочек, куда мы всей командой выдумываем надписи. Вскоре после открытия мы попросили подписчиков предложить варианты надписей, которые можно на него вывести. С существенным отрывом победила фраза «Пригласи ее в кино» — мы вывели ее на экран и написали предложившему ее подписчику слова благодарности. Выяснилось, что он живет по соседству на Новом Арбате. Он снял «Художественный» с этой надписью из своего окна и прислал нам — мы выложили это видео, и пост с ним долгое время был самым охватным в наших соцсетях. Потом мы еще уравновесили гендерное равенство, выведя на экран «Пригласи его в кино». Заметных, популярных фраз на фасаде было много: не только про кино, но и другие заметные события. Мы выводили «Loading...» во время недавнего падения Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и «Снаружи +34, внутри +22», когда была невиданная летняя жара. К сожалению, бывают и грустные поводы, когда уходят из жизни знаковые для истории кино люди. Когда умер Жан-Поль Бельмондо, Стас Тыркин предложил вывести на фасад «Бельмондо навсегда».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Правила жизни Эди Седжвик Правила жизни Эди Седжвик

Правила жизни Эди Седжвик — модели, актрисы и музы Энди Уорхола

Esquire
50-летние и роскошные! 5 звезд, которые научат быть стильной в любом возрасте 50-летние и роскошные! 5 звезд, которые научат быть стильной в любом возрасте

Для героинь нашей подборки возраст — всего лишь цифра в паспорте

Cosmopolitan
Архитектура впечатлений. Отрывок из книги Архитектура впечатлений. Отрывок из книги

Отрывок из книги-путеводителя по миру музейного искусства

СНОБ
Бодишейминг: что это и как ему противостоять Бодишейминг: что это и как ему противостоять

В чем причины бодишейминга, чем он опасен и как ему противостоять

РБК
Мозг, исцеляющий себя Мозг, исцеляющий себя

Реальные истории людей, которые победили болезни и преобразили свой мозг

kiozk originals
Одна вокруг света: города-призраки, золотые копи и грозный вулкан Одна вокруг света: города-призраки, золотые копи и грозный вулкан

149-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко: Колумбия

Forbes
«Гормон объятий» окситоцин: как он влияет на наш организм «Гормон объятий» окситоцин: как он влияет на наш организм

Какие функции окситоцин выполняет в нашем организме?

Популярная механика
Гидрогель укрепил бумагу для печати гибких биоразлагаемых аккумуляторов Гидрогель укрепил бумагу для печати гибких биоразлагаемых аккумуляторов

Укрепленная гидрогелем бумага помогла напечатать гибкие бумажные аккумуляторы

N+1
Почему всегда так сложно выбрать подарок для мужчины? Почему всегда так сложно выбрать подарок для мужчины?

Объясняем, почему подарок для мужика — это всегда квест

Maxim
«Авербух держал нас в плену»: Даня Милохин и Евгения Медведева сделали признание «Авербух держал нас в плену»: Даня Милохин и Евгения Медведева сделали признание

Евгения Медведева и Даня Милохин рассказали о своих отношениях

Cosmopolitan
Найден более быстрый маршрут к форме Найден более быстрый маршрут к форме

Конкретные советы о том, как растить ваш бицепс

Men’s Health
Бренды, Шульман и БГ: «Красота и Уродство» по Оксимирону. Слушаем альбом Бренды, Шульман и БГ: «Красота и Уродство» по Оксимирону. Слушаем альбом

Oxxxymiron вернулся и на этот раз не подложил своим фанатам свинью

РБК
Не как все Не как все

Небанальное путешествие по Краснодарскому краю

Лиза
Открытие сезона Открытие сезона

Зарина Догузова, руководитель Ростуризма, посетила с рабочим визитом Кузбасс

Отдых в России
«Собеседование в Google не экзамен, однозначно правильных ответов нет. Главное — обосновать свою точку зрения» «Собеседование в Google не экзамен, однозначно правильных ответов нет. Главное — обосновать свою точку зрения»

Как успешно пройти интервью на должность разработчика

VC.RU
Смотреть запоем Смотреть запоем

Елена Ванина о передаче «Давай поженимся!»

Weekend
«Да кому мы нужны»: почему люди в возрасте 56-65 лет — самые несчастные в России «Да кому мы нужны»: почему люди в возрасте 56-65 лет — самые несчастные в России

Как бороться с тем, что люди 56-65 лет — самые несчастные в России

Forbes
Гарри Поттеру пора читать другие книги, а Кэрри Брэдшоу — вернуться в реальность: Андрей Подшибякин — о буме реюнионов и манипуляции нашей ностальгией Гарри Поттеру пора читать другие книги, а Кэрри Брэдшоу — вернуться в реальность: Андрей Подшибякин — о буме реюнионов и манипуляции нашей ностальгией

Бесконечные ремейки и реюнионы напоминают встречу со старыми одноклассниками

Esquire
90 м² 90 м²

Ирина Граве сделала для себя фактурный интерьер и наполнила его искусством

AD
Искусство оздоровления — как найти путь к себе, отдыхая в Марокко Искусство оздоровления — как найти путь к себе, отдыхая в Марокко

С чего стоит начать путь к себе и как сделать это красиво?

Esquire
5 технологий, которые ты видел в «Черном зеркале»: теперь это реально 5 технологий, которые ты видел в «Черном зеркале»: теперь это реально

Какие технологии предугадал сериал «Черное зеркало»?

Playboy
Когда жена — настоящий крокодил: 5 самых странных браков Когда жена — настоящий крокодил: 5 самых странных браков

Любовь зла, полюбишь и...

Playboy
Вестсайдские сториз: зачем нам сразу две за год экранизации Шекспира Вестсайдские сториз: зачем нам сразу две за год экранизации Шекспира

«Вестсайдская история» и R#J: старомодный мюзикл vs скринлайф-опера

РБК
Плач Ярослава Плач Ярослава

Иногда плакать разрешается даже мужчинам

Men’s Health
Сервис выжимок увеличил конверсию в подписки на 23%: перестал хвалить себя и пообещал напомнить, когда спишет деньги Сервис выжимок увеличил конверсию в подписки на 23%: перестал хвалить себя и пообещал напомнить, когда спишет деньги

Как Blinkist изменил интерфейс приложения и увеличил число покупок на 1200%

VC.RU
Рита Дакота о психологах, харрасменте и лучшем свидании Рита Дакота о психологах, харрасменте и лучшем свидании

Рита Дакота рассказала своей любви к Новосибирску, макияжу и медитациям

Cosmopolitan
Спасти Джорджа Флойда, или 5 компьютерных игр со странным сюжетом Спасти Джорджа Флойда, или 5 компьютерных игр со странным сюжетом

Кринжовые игры, от которых невозможно оторваться

Playboy
10 лучших сериалов 2021 года 10 лучших сериалов 2021 года

Рейтинг лучших сериалов 2021 года

Esquire
«Эй вы там, наверху»: что делать, если у соседей ремонт «Эй вы там, наверху»: что делать, если у соседей ремонт

Как быть, если ремонт соседей затянулся и не дает вам жить?

Psychologies
«Половина несчастий людей связана с тем, что они занимаются не своим делом». Владимир Познер — о необходимости усилий, бизнесе со знаком минус и верности себе «Половина несчастий людей связана с тем, что они занимаются не своим делом». Владимир Познер — о необходимости усилий, бизнесе со знаком минус и верности себе

Владимир Познер — о необходимости усилий и бизнесе со знаком минус

Inc.
Открыть в приложении