На чем основано мнение о том, что человек виновен в большинстве аварий?

Популярная механикаНаука

Откуда взялось публичное клише о человеческом факторе как виновнике аварий

В одном из текстов нашего блога я уже рассказывал о том, как в науке о безопасности на дороге появился концепт “человеческого фактора”, как он из одной отдельной находки, превратился в факт, поскольку был много раз повторен в исследованиях разных стран. В то же время сегодня он критикуется как методологически, так и теоретически.

Автор: Николай Руденко, Центр Исследований науки и технологий

Однако в предыдущем посте я не затрагивал то, как идея «человеческого фактора» стала клише для разработчиков беспилотного транспорта. На чем основываются все эти суждения о том, что человек виновен в 94% всех аварий? 

Человеческий фактор в сфере беспилотных автомобилей

О человеческом факторе говорят многие разработчики беспилотного транспорта. Вот, например, слова разработчика Yandex:

“Во всем мире каждый час погибает 137 людей от ДТП. В среднем, больше миллиона человека погибает в год от различных ДТП. Это очень большое число. [...] БА не просто упростят жизнь человеку, сколько помогут избавиться от человеческого фактора. Алгоритмы нельзя отвлечь, написав им в мессенджер”.

К человеческому фактору апеллирует и руководитель Yandex Self-Driving Group Дмитрий Полищук:

“Машине нужно предсказать, что со всем этим [дорожной ситуацией] случится дальше. И вот здесь человеческий фактор наиболее неопределенный. Если бы все ездили строго по правилам, то предсказывать было бы довольно просто. Но типовая ситуация, когда кому-то нужно повернуть налево, он стоит крайнем правом ряду и в последний момент начинает движение через всю разметку... И все это не подчиняется абсолютно никаким правилам, это просто происходит в ряде случаев”.

Этой схемой интерпретации, конечно, пользуются не только в России. Вот как обосновывает необходимость развития беспилотных технологий автогигант General Motors: “Представьте мир без автомобильных аварий. Наши БА нацелены искоренить ошибку человеческого водителя – главную причину 94% аварий, что приведет к меньшему количеству травм и смертей”. Исполнительный директор Waymo Такедра Мавакана приводит ту же самую статистику и добавляет: “У нас есть возможность инновировать и убрать человека из уравнения, что значит, что вы не полагаетесь на то, чтобы человек был начеку в любой момент. Так что вам не нужна водительская лицензия, вы садитесь в машину, и водитель Waymo безопасно везет вас туда, куда вам надо”.

Но подобный дискурс становится более драматичным, когда речь идет об авариях с человеческими жертвами. Например, после аварии в марте 2018 года, в которой погиб Уолтер Хуан – владелец Tesla Model X, оснащенной функцией Autopilot, представители компании-производителя заявили, что небезопасность Autopilot – ложное впечатление, а “авария могла произойти, только если мистер Хуанг не обращал внимания на дорогу”.

В дискурсе разработчиков беспилотных авто, когда они говорят о технологических авариях и сбоях, действительно доминирует популярное объяснение через “человеческий фактор”. Оно возлагает вину за аварии, ошибки, неэффективность в работе сложных социотехнических систем на человека (пользователя, потребителя, оператора). В этих с виду простых заключениях человек определяется как “слабое звено” социотехнической системы, как «зона моральной деформации», ведущая к сбою системы.

Предлагаю подняться “выше по течению” этого публичного клише и посмотреть, откуда оно взялось.

eb999dade52ccb0d84775e42faba7923.jpg

Исследование причин аварий Национальной администрацией дорожной безопасности США

Многие разработчики напрямую или опосредованно, говоря о человеческом факторе, ссылаются на исследование Национальной администрации дорожной безопасности США (National Highway Traffic Safety Administration, NHTSA), проведенное в 2005-2007 годах. До этого референтным исследованием по данному вопросу было Tri-Level Study, проведенное университетом Блумингтон в штате Индиана в середине 1970-х годов. Но его результаты устарели в силу времени (прошло 30 лет!) и изменений в системе автомобильности за это время.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ешь, двигайся, спи Ешь, двигайся, спи

Как повседневные решения влияют на здоровье и долголетие

kiozk originals
Fast Company опубликовало четыре самые обнадеживающие технологии года Fast Company опубликовало четыре самые обнадеживающие технологии года

Fast Company собрало несколько перспективных технологических направлений

Inc.
Памяти 11 сентября: очерк «Падающий человек» о самом известном снимке теракта в башнях-близнецах в Нью-Йорке Памяти 11 сентября: очерк «Падающий человек» о самом известном снимке теракта в башнях-близнецах в Нью-Йорке

О самом известном снимке теракта в башнях-близнецах в Нью-Йорке

Esquire
Резонансы Фешбаха увидели в атомно-ионной смеси Резонансы Фешбаха увидели в атомно-ионной смеси

Физикам удалось увидеть формирование резонансов Фешбаха

N+1
«Подкаст — это интимная история». Алекс Дубас о феномене «анны аТмаховой» и подкастинге вообще «Подкаст — это интимная история». Алекс Дубас о феномене «анны аТмаховой» и подкастинге вообще

Радиоведущий Алексей Дубасов — о новой этике, жизни радио в эру подкастов

СНОБ
«Я зачем-то спрятал все кроссовки в доме» «Я зачем-то спрятал все кроссовки в доме»

Реальные истории людей-лунатиков

Лиза
Почему мы выбираем отношения, в которых страдаем? Почему мы выбираем отношения, в которых страдаем?

Почему же раз за разом мы попадаем в отношения, в которых нам делают больно

Psychologies
Нужно ли возвращать подарки после расставания? Нужно ли возвращать подарки после расставания?

Как следует обращаться с подарками и финансами в отношениях?

Psychologies
Иеромонах РПЦ обвинил Шойгу в оскорблении чувств верующих. «Сноб» публикует монолог священника Иеромонах РПЦ обвинил Шойгу в оскорблении чувств верующих. «Сноб» публикует монолог священника

Священник потребовал возбудить уголовное дело против Сергея Шойгу

СНОБ
Восстановительный фитнес: упражнения после родов Восстановительный фитнес: упражнения после родов

Как правильно и эффективно вернуться к физическим нагрузкам после родов?

9 месяцев
В каких продуктах много витамина К В каких продуктах много витамина К

Чем опасен дефицит витамина К и как его восполнить

РБК
О себе нестыдном О себе нестыдном

Дмитрий Быков о том, как он читает себя

Weekend
Пять примеров, как автопилот Tesla спасает жизни Пять примеров, как автопилот Tesla спасает жизни

Система автономного вождения способна на многое

Playboy
75 м² 75 м²

Ритмичные линии в проекте Марии Степановой навеяны соседними панельными домами

AD
Вот тебе и чудо: 5 историй, когда на Новый год что-то пошло не так Вот тебе и чудо: 5 историй, когда на Новый год что-то пошло не так

В новогоднюю ночь порой случаются курьезные, глупые и смешные ситуации

Playboy
Шесть работниц Tesla Илона Маска пожаловались на харассмент на работе. Бывшая сотрудница SpaceX написала эссе о сексизме в компании Шесть работниц Tesla Илона Маска пожаловались на харассмент на работе. Бывшая сотрудница SpaceX написала эссе о сексизме в компании

Рабочую среду в компаниях Илона Маска подвергли серьезной критике

Esquire
«Прочувствовать это должен каждый»: партнерские роды глазами мужчин «Прочувствовать это должен каждый»: партнерские роды глазами мужчин

Женщины все чаще хотят рожать вместе с мужьями. А что думают об этом мужчины?

Psychologies
Выше на голову: почему взрослые недооценивают детей и почему дети гораздо умнее взрослых Выше на голову: почему взрослые недооценивают детей и почему дети гораздо умнее взрослых

Как устроен детский мозг и почему дети — это моральные ревизионисты

Esquire
5 открытий, которые были сделаны случайно 5 открытий, которые были сделаны случайно

Иногда изобретателям сопутствует удача, и изобретения получаются по случайности

Популярная механика
Найден более быстрый маршрут к форме Найден более быстрый маршрут к форме

Конкретные советы о том, как растить ваш бицепс

Men’s Health
Суд Лондона обязал премьера ОАЭ выплатить сбежавшей жене рекордные $730 млн Суд Лондона обязал премьера ОАЭ выплатить сбежавшей жене рекордные $730 млн

Крупнейшая компенсация по бракоразводным процессам в истории британских судов

Forbes
Тягучий “Дом Gucci”.  Почему у Ридли Скотта получился вульгарный и, возможно, женоненавистнический фильм? Тягучий “Дом Gucci”.  Почему у Ридли Скотта получился вульгарный и, возможно, женоненавистнический фильм?

Новая драма Ридли Скотта получилась очень костюмной, но не совсем драматичной

Esquire
Огонь-пожар: как избавиться от изжоги, если терпеть больше нет сил Огонь-пожар: как избавиться от изжоги, если терпеть больше нет сил

От чего возникает изжога и как с ней можно бороться

Playboy
Директор фонда «Дети Наши» — Forbes: «НКО и бизнес друг друга опыляют» Директор фонда «Дети Наши» — Forbes: «НКО и бизнес друг друга опыляют»

Варвара Пензова рассказывает, как подружить бизнес с благотворительностью

Forbes
Стальная фиалка: трагичная история актрисы Ии Саввиной Стальная фиалка: трагичная история актрисы Ии Саввиной

За что Ию Саввину прозвали стальной фиалкой

Cosmopolitan
Скучно не будет! Скучно не будет!

5 вариантов совместного досуга с детьми-подростками

Лиза
Jeffery Quad: лучший полноприводный грузовик в мире Jeffery Quad: лучший полноприводный грузовик в мире

Полноприводный грузовик Jeffery Quad

Популярная механика
Рукоделие для снятия стресса: новичкам и любителям Рукоделие для снятия стресса: новичкам и любителям

Эти виды рукоделия станут не только приятным занятием, но «разгрузят мозг»

Psychologies
«Женщин воспринимают как товар! Отвратительно!»: Анна Хилькевич об эйджизме «Женщин воспринимают как товар! Отвратительно!»: Анна Хилькевич об эйджизме

Анна Хилькевич высказалась о дискриминации женщин по возрасту

Cosmopolitan
Алек Болдуин расплакался, рассказывая о смертельном выстреле на съемках Алек Болдуин расплакался, рассказывая о смертельном выстреле на съемках

Алек Болдуин дал первое большое интервью после трагедии на съемочной площадке

Cosmopolitan
Открыть в приложении