Зодчие империи
Сколько зарабатывали главные архитекторы Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург, построенный по велению Петра Великого, изначально не был похож на другие города России. По задумке императора, он должен был стать Северной Венецией, Новой Пальмирой, Новым Амстердамом. Неповторимый облик столицы Российской Империи и ее окрестностей складывался постепенно — петровское барокко, елизаветинское барокко, екатерининский классицизм. В правление Екатерины Великой (1762–1796) в России сформировалась своя школа архитектуры, лучшими представителями которой были как иностранные, так и российские зодчие.
Француз
В 1757 году фаворит императрицы Елизаветы Петровны камергер Иван Шувалов, двумя годами раньше ставший инициатором создания Императорского Московского университета, выдвинул проект создания нового учебного заведения — Академии трех знатнейших художеств (живописи, скульптуры, архитектуры). По распоряжению императрицы указом Правительствующего Сената от 6 (17) ноября 1757 года академия была учреждена. Шувалов был назначен ее первым главным директором. Академия числилась при Московском университете, но первоначально размещалась в особняке Шувалова на Садовой улице в Санкт-Петербурге. Занятия начались в 1758 году. Первыми профессорами академии стали иностранцы. Преподавателя архитектуры Шувалов нашел в Париже. Создатель архитектурной школы искусств Жак-Франсуа Блондель рекомендовал ему своего ученика и двоюродного брата — Жан-Батист-Мишеля Валлен-Деламота. Самому Блонделю Шувалов заказал проект здания Академии Севера. Его планировалось построить в Москве, но проект не был реализован.
Валлен-Деламот в 1759 году подписал контракт на три года с жалованьем 1 тыс. руб. в год. Он должен был как преподавать зодчество в академии, так и выполнять архитектурные заказы. Отъезду в Россию поспособствовало событие личного характера: его возлюбленная Сюзанна Мария Скаль вышла замуж за его близкого друга.
Первым крупным проектом стала работа над зданием Большого Гостиного двора (после того как был отвергнут проект Растрелли). В недолгое правление императора Петра III Деламот был отстранен от работы. В 1762 году в результате дворцового переворота к власти пришла императрица Екатерина II. В 1763 году академия получает новое название — Императорская Академия художеств. Первоначальный бюджет академии составлял 6 тыс. руб. серебром в год. По восшествии Екатерины на престол он был увеличен до 26 тыс. руб. В 1764 году императрица даровала академии устав и штат с увеличением расходов академии до 60 тыс. руб. При Екатерине выросло и жалованье Деламота: в 1763 году — до 1200 руб., а позднее — до 1500 руб. В 1765 году он стал членом Совета академии, в 1769 году — адъюнкт-ректором по архитектуре.
Деламот разработал проект нового здания Академии художеств. По заказу Екатерины он спроектировал здание Малого Эрмитажа с висячим садом и галереей для размещения художественных коллекций, пристроенное к Зимнему дворцу. По его проекту было начато строительство базилики святой Екатерины Александрийской на Невском проспекте. Петр Великий мечтал о Северной Венеции — и Деламот работает над роскошными дворцами на набережной Мойки. Его ответ венецианским палаццо — дворец вице-президента адмиралтейств-коллегии графа Ивана Чернышева (на его месте сейчас стоит Мариинский дворец), дом графа Андрея Шувалова (Юсуповский дворец, много лет спустя здесь убьют Григория Распутина), дворец президента Академии наук графа Кирилла Разумовского.
Вместо трех лет, согласно первоначальному контракту, архитектор пробыл в России шестнадцать. В 1775 году он уволился из Академии художеств с назначением ему пенсии в 400 руб. в год (во многих источниках указывается неправдоподобная сумма 40 тыс. руб.) и вернулся во Францию. После казни Людовика XVI в 1793 году Россия разорвала отношения с Францией, отставной архитектор перестал получать пенсию. В 1800 году он скончался в нищете.
Русский
В 1724 году при ведущих архитекторах России стали действовать «архитектурные команды». Уроженец Тобольска Александр Кокоринов начал учиться ремеслу именно в такой команде — московского архитектора Ивана (Иоганна) Бланка. В 1742 году в качестве архитектурии ученика он получал жалованье 3 руб. в месяц (сведения о его заработках здесь и далее приводятся по книге историка архитектуры Аркадия Крашенинникова «Архитектор Александр Кокоринов»). Вскоре Кокоринову как лучшему ученику жалованье удвоили. В 1745 году после смерти Бланка Кокоринов перешел в архитектурную команду Ивана Коробова, одного из первых русских архитекторов, обучавшихся при Петре Великом за границей. В 1747 году Коробов обратился в Сенат с просьбой увеличить Кокоринову жалованье с 72 до 120 руб. в год. Просьбу удовлетворили частично: новое жалованье составляло 80 руб. в год. При этом большинство учеников получали тогда от 12 до 48 руб. в год. В 1749 году Кокоринов получил звание гезеля, дающее право самостоятельно разрабатывать проекты и брать частные заказы. Жалованье выросло до 250 руб. в год.
Одним из частных заказчиков был президент Академии наук граф Кирилл Разумовский, пожелавший благоустроить свое подмосковное имение Петровское (Петровское-Разумовское). В 1754 году Кокоринов переехал в Санкт-Петербург и был произведен в унтер-архитекторы. Он участвовал в строительстве особняка Ивана Шувалова, сотрудничал с Деламотом в работе над зданием Большого Гостиного двора, дворца Разумовского, здания Академии художеств. По заказу Великой княгини Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II) спроектировал Увеселительный охотничий дом в окрестностях Ораниенбаума.
При основании в Академии художеств архитектурного класса, еще до приезда в Санкт-Петербург Деламота, Кокоринов был назначен преподавателем, получив звание архитектора, чин секунд-майора и жалованье 700 руб. в год. В академии он сделал успешную карьеру: 1760 год — инспектор, 1761-й — директор, 1765-й — профессор архитектуры, 1769-й — ректор с окладом 1 тыс. руб. в год (на этом посту он оставался вплоть до своей ранней смерти на 46-м году жизни в 1772 году).