«Скажи «лыба»: как появился и почему растет бизнес логопедов
Спрос на услуги логопедов за последний год увеличивался на 25-30%, выросла целая индустрия логопедических центров, помогающих детям наладить речь, этот бизнес стал и популярным видом франшизы. Самая крупная в России сеть «Разноцветные цыплята» начала продавать франшизы всего лишь четыре года назад и открыла уже 85 центров. Кроме того, динамично развиваются и другие сети — например, «Детская академия речи» и сеть кабинетов «Буду говорить».
Спрос на логопедов растет уже несколько лет подряд. «Динамика для нас ощутимая: в 2024 году количество запросов на услуги выросло на 28% по сравнению с прошлым годом, а в 2023-м прирост составил более чем 35%», — поделилась с Forbes статистикой Анастасия Краминова, основатель сети логопедических центров «Детская академия речи» и логопедических садов «ДАРвиль».
Как минимум у 58% детей в России есть проблемы с речью, и количество таких отклонений растет, по оценке министра образования и науки Ольги Васильевой. И если раньше к специалистам приводили в основном малышей, которые не выговаривает буквы, теперь стало больше сложных случаев: дети не говорят вообще, глотают слоги, словарный запас стал беднее, отмечают логопеды и психологи, с которыми побеседовал Forbes. По их словам, еще 10-15 лет назад логопед был нужен каждому четвертому ребенку, сейчас — каждому второму.
Специалистов, помогающих справиться с нарушениями речи, в госучреждениях стало меньше. Еще в 2010 году логопедов и дефектологов исключили из системы ОМС, их ставки в детских садах и поликлиниках сократили, так что попасть к специалисту на занятия непросто даже в крупных городах, рассказала Forbes Ольга Вилеченкова доцент кафедры логопедии МГПУ, член экспертного совета Ассоциации родителей детей с дислексией. Система ранней диагностики нарушений речи, которая существовала раньше, теперь тоже не работает.
В Москве, Санкт-Петербурге и областных центрах логопедические центры стали популярным видом франшизы, замечает Анна Рождественская, руководитель каталога Franshiza.ru. По ее словам, когда открывается крупный жилой комплекс, кроме магазинов, кафе и аптек, теперь в нем появляются и центры, в которых принимают логопеды и дефектологи. Как правило, они работают по системе абонементов: минимальный продается на месяц и включает семь-восемь занятий. Так логопеды мотивируют заниматься регулярно. Например, в центре «Разноцветные цыплята» в Москве абонемент на восемь занятий с логопедом стоит 25 100 рублей, с дефектологом — 32 760 рублей. Абонемент «запуск речи» обойдется в 28 440 рублей, курс логомассажа — 22 000 рублей (10 сеансов).
Примерно 80% клиентов таких центров в крупных городах — дошкольники, 15% — дети-билингвы (говорящие сразу на нескольких языках), 1-2% — взрослые после инсульта, которым специалисты помогают восстановить речь.
Бизнес на словах
Самая крупная в России сеть «Разноцветные цыплята» выросла из небольшого кабинета в питерском спальном районе Купчино. Его открыла логопед Елена Мельникова вместе с братом Эльвисом Каримовым в 2015 году. Сейчас в сети уже 85 точек более чем в 40 городах, и все они франчайзинговые.
33-летний Эльвис Каримов успел попробовать себя в разных профессиях: с 12 лет собирал арбузы, был бетонщиком и «кидал кирпичи» на стройке, работал бариста, продавал деревянные паллеты, потом открыл две кофейни в Петербурге. В 2017-м кофейни пришлось продать — бизнес не очень заладился. «Я больше увлекался продуктом, чем управлением — устраивал дегустации, менял оборудование», — признается он.