Взаимовыгодный альянс
Покупка американской U. S. Steel японскими металлургами имеет очевидную экономическую выгоду для обеих сторон. Блокировка сделки по политическим мотивам стратегически недальновидна
В прошлом номере журнала мы рассказали о коллизии вокруг крупной сделки в глобальной металлургической отрасли: в декабре 2023 года японская Nippon Steel Corporation объявила о намерении купить видного игрока американской сталелитейной отрасли компанию U. S. Steel Corp. Однако администрация США, поддержанная влиятельным металлургическим профсоюзом, препятствует продаже (см. «Легенда не продается», «Монокль» № 39). Своими соображениями по поводу данной истории с нами согласился поделиться Юрий Адно, ведущий научный сотрудник Центра промышленных и инвестиционных исследований ИМЭМО РАН им. Е. М. Примакова.
Полагаю, что для полной ясности было бы интересно взглянуть на современное положение американской металлургии с небольшим историческим экскурсом.
Создав в конце Второй мировой войны большой экономический потенциал и огромные мощности в индустриальном секторе, США после двух послевоенных десятилетий динамичного экономического роста вступили в стадию структурной перестройки. Экономика страны выходила на качественно новый уровень, важным показателем которого стало интенсивное развитие высокотехнологичного сектора новых наукоемких отраслей и производств (точное машиностроение, средства передачи информации, электроника и т. д.), не требующих высоких металлозатрат. В условиях существенного снижения спроса на сталь металлургия утратила роль отраслевого локомотива экономики, и в 1950–1970-е годы развивалась преимущественно инерционно путем довольно вялой реконструкции и частичного расширения действующих, причем далеко не новых предприятий. Так, из 35 заводов с полным металлургическим циклом (интегрированных, то есть имеющих доменный, сталеплавильный и прокатный переделы), выплавляющих более 75% стали, 28 были построены до 1910 года и только три завода — после Второй мировой войны.
Эти моменты в основном и создали предпосылки для глубокого кризиса отрасли в начале 1970-х, вызванного объективным ухудшением условий воспроизводства основного капитала (рост стоимости всех элементов производственных затрат), дефицитом инвестиций для обновления производственных мощностей, ухудшением ресурсообеспечения и ужесточением экологических норм. Наличие огромной массы накопленных мощностей (во многом морально и физически устаревших) в условиях нестабильного рыночного спроса, рост затрат на содержание техники при медленном повышении ее экономической отдачи, перелив финансовых ресурсов в наукоемкие отрасли и сферу услуг — все это резко ограничивало инвестиционные возможности металлургических корпораций. Эффективность производства на этих предприятиях (прежде всего производительность труда) заметно уступала таковой на заводах Японии и стран ЕС. Это снижало ценовую конкурентоспособность американской металлопродукции. Неудивительно, что, располагая значительными по объему металлургическими мощностями, экономика США последние двадцать лет за счет импорта удовлетворяет не менее трети внутреннего спроса.