Коттеджный фастфуд
На рынке загородной недвижимости появился формат гетто-застройки
Дома в коттеджных поселках пользуются стабильным спросом на фоне растущих цен на городское жилье. Качественные таунхаусы по-прежнему стоят гораздо дороже, чем квартиры. Но девелоперы придумали, как удешевить строительство, не слишком теряя в маржинальности. Коттеджные поселки привлекают покупателей ценой и площадью, заставляя мириться с недостатками инфраструктуры.
Высокая скорость строительства, жилая площадь, сопоставимая со среднестатистической трехкомнатной квартирой, и цена за квадратный метр в два с половиной раза ниже довели продажи в одном из коттеджных поселков под Тюменью практически до космической скорости. «Распродали все мгновенно. Последняя акция была — дом с черновой отделкой площадью 87 кв. м за 2,75 млн руб. Это около 32 тыс. руб. за 1 кв. м. Для сравнения, квартиры в городе стоят по 100 тыс. руб. за метр»,— рассказывает руководитель центра загородной недвижимости компании «Этажи» Антон Сауков. Предложения на загородном рынке в области находятся на уровне 6 млн руб. за дом.
На фотографии поселок выглядит как бесконечное поле одинаковых домов в стиле одноэтажной Америки. «Но для покупателей, которым нужно улучшение жилищных условий, это отличная альтернатива городскому жилью и любым вариантам с большей жилплощадью»,— продолжает господин Сауков.
Дома сдаются с подведенным электричеством, вода из скважины, газа нет. Ежемесячные расходы на электричество достигают 6–7 тыс. руб., что сопоставимо с квитанцией за коммунальные услуги на трехкомнатную квартиру в черте Тюмени.
Антон Сауков не отрицает: инфраструктуры в таких поселках не всегда хватает. Но за счет близости к городу дефицит можно восполнить. В отличие от, например, более отдаленных локаций. «Растущая популярность конвейерного коттеджного строительства сопоставима с трендом на квартиры-студии. Когда только появились 10–12 лет назад, казалось, они не вписываются в рынок. Сейчас это норма. И это вариант, который создает разнообразие на рынке жилья»,— рассуждает эксперт.
По словам эксперта, по мере развития рынка загородного строительства в целом и в частности, за счет расширения действия специальных ипотечных программ, инфраструктурные недостатки сглаживаются, потому что девелоперы заинтересованы в поддержании спроса. Такая стратегия актуальна, когда последовательно застраивается обширная территория. Если не создавать более или менее комфортные условия эксплуатации, продажи встанут. «Поэтому девелоперы стараются привлекать надежных подрядчиков, которые не скажут, что поселок слишком далеко, мусор вывозить не будем»,— объясняет господин Сауков.