Глобальная трансформация и «созидательное разрушение»
«Финансовые рынки вступают в новую опасную фазу. Сильный доллар и растущие процентные ставки вызывают хаос»,— отмечает британский журнал The Economist. Большинство основных мировых валют заметно ослабли по отношению к доллару, но валютный рынок лишь индикатор начинающейся общемировой драмы.
«Созидательное разрушение — это процесс индустриальной мутации, который непрерывно реконструирует экономическую структуру изнутри, разрушая старую структуру и создавая новую». Йозеф Шумпетер, «Капитализм, социализм и демократия», 1942 год
Ослабление евро, британского фунта, японской иены, китайского юаня, корейской воны и валют менее крупных экономик, повсеместное обрушение фондовых индексов и цен облигаций — это и следствие бегства капиталов с рынков всего мира в США как «метрополию» мировой финансовой системы, и уничтожение накопленного за последние пару десятилетий финансового капитала и виртуального богатства. Мировой фондовый рынок уже потерял десятки триллионов долларов капитализации с начала 2022 года и продолжает сыпаться дальше. Кроме того, отказ Вашингтона от нового валютного соглашения с ЕС, Британией и Японией для противодействия укреплению доллара и жесткость политики процентных ставок сформировали «петлю негативной обратной связи» для сырьевых товаров и предпосылки для быстрого сваливания в глобальную рецессию.
Эра дешевых денег позади. Мир входит в полномасштабный финансовый шторм, который грозит перейти в глобальный экономический кризис. Сложности с рефинансированием долгов уже испытывают свыше 50 государств по всему миру, включая азиатские страны. Повышение учетных ставок прежде всего ФРС США, а затем и других центральных банков развитых стран, сокращение денежного предложения на ключевом сегменте мирового финансового рынка и рост долларовых доходностей после почти 14 лет околонулевых процентных ставок и бесконечной денежной эмиссии становится шоком для глобальной экономики, привыкшей существовать в «тепличных условиях». Поскольку глобализация интегрировала национальные экономики большинства стран в единую геоэкономику, любой кризис, возникающий как в центре, так и на периферии системы, может приобрести общемировой характер.
К финансовым потрясениям на мировых рынках, экономическим войнам и горячему конфликту в Восточной Европе добавляется война против инфраструктуры. Взрывы веток газопроводов «Северного потока» у берегов Дании открывают ящик Пандоры, и теперь под угрозой и морские интернет-кабели, и энергетическая инфраструктура всего мира. Но энергетика — это прежде всего физическая система, где затраты на создание огромны, а последствия от разрушения колоссальны.
Каждая система — и финансовая, и энергетическая, и промышленно-торговая — сбалансирована по-разному, но до недавнего времени все эти системы опирались на сочетание признаваемых всеми правил и принципов, гибкости, избыточности, сложности и пр. Дисбалансы в таких системах возникали, но системы быстро приходили в равновесие. Сейчас геоэкономические структуры заменяются более сложными и децентрализованными системами, где никто не отвечает ни за сбалансированность, ни за безопасность. Текущая экономическая модель финансового суперкапитализма и экономического роста, основанного на бесконечном кредитовании и потреблении, рыночных пузырях, растущих долгах и растущем неравенстве, подошла к своему пределу и требует серьезной трансформации.
Созидательное разрушение
Доминирование «левых», псевдомарксистских и неотроцкистских идей в современной политике развитых стран заставляет задуматься о корнях идеи «…мы разрушим до основания, а затем…», а главное о том, что может появиться после «разрушения мира». Теоретиков как минимум двое: Карл Маркс и Йозеф Шумпетер. Карл Маркс писал в своих работах, что капитализм разрушает и реконфигурирует прежние экономические порядки, что он должен постоянно обесценивать существующее богатство (будь то из-за войны или регулярных и периодических экономических кризисов), чтобы расчистить почву для создания нового богатства.