Что такое «метавселенная», которую строят Марк Цукерберг, Сатья Наделла и Тим Суини — и зачем это нужно
Компании хотят видеть виртуальные миры, в которых объединятся все имеющиеся технологии и устройства. Это похоже на описание из книжной фантастики.
За последние несколько лет термин «метавселенная» стал сверхпопулярным — его упоминают в контексте игр Fortnite, Roblox, Minecraft, Animal Crossing, а также AR и VR-технологий, пишет CNET.
Например, в 2021 году о развитии своей метавселенной одновременно заговорили главы Microsoft, Epic Games и Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). И каждая компания по-своему видит образ виртуальной вселенной будущего.
Коротко: что такое метавселенная, как её создают ИТ-компании и может ли она появиться в ближайшее время.
Откуда взялась метавселенная
Метавселенная в представлении фантастов — это утопическая виртуальная вселенная, которая «освобождена» от культурных, социальных, экономических и политических проблем реальности, либо виртуальное «убежище».
Термин «метавселенная» придумал писатель-фантаст Нил Стивенсон в 1992 году в романе «Лавина» (“Snow Crash”). Метавселенная по Стивенсону — это следующая стадия развития интернета: общий цифровой мир, объединяющий «физическую», дополненную и виртуальную реальности.
Люди могут подключаться к нему в виде аватаров и делать всё, что и в реальном мире: искать информацию, общаться, ходить по магазинам и работать — но при этом уйти от реальности и жить в виртуальной вселенной. Аватар человека в метавселенной может быть кем захочет и владеть чем угодно, а смерть не означает смерть в реальном мире.
Похожие полностью цифровые миры показаны в трилогии «Матрицы» и романе «Первому игроку приготовиться» Эрнеста Клайна, где аналогом метавселенной стала многопользовательская онлайн-игра «ОАЗИС».
Трейлер экранизации «Первому игроку приготовиться», в котором демонстрируется образ метавселенной:
Чем метавселенная отличается от современного интернета и онлайн-игр
Венчурный инвестор Мэтью Болл и современный идеолог метавселенной выделил её семь основных черт:
- Бесконечное существование. Она никогда не сбрасывается, не приостанавливает работу и не заканчивается.
- Она работает в реальном времени и не зависит от внешних факторов, хотя разработчики могут создавать и планировать события в метавселенной.
- Нет ограничения на размер аудитории и количество одновременных пользователей. Каждый может в любой момент подключиться к метавселенной и участвовать в её жизни на равных с остальными.
- Должна быть полностью функционирующая экономика. Люди и компании могут получать некое вознаграждение (аналог денег) за «работу», которая приносит «ценность», признанную другими, тратить его и инвестировать.
- Метавселенная объединяет физический и цифровой миры, открытые и закрытые платформы, частные и общедоступные сети. Это «единое цифровое целое».
- Необходима совместимость данных, предметов, активов, контента, передаваемых между цифровыми мирами. Например, у пользователя должна быть возможность перенести машины из GTA Online в Need for Speed или подарить их другу из Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена).
- Метавселенные должны быть наполнены «контентом и опытом», созданным её же пользователями: одиночками, группами или коммерческими предприятиями.
Что говорят ИТ-компании о метавселенной
Fortnite может стать метавселенной
В апреле 2021 года Epic Games привлекла $1 млрд инвестиций для «поддержки долгосрочного видения метавселенной». Компания позиционирует свою игру Fortnite не как интерактивное развлечение, а как «метавселенную» с упором на социальные функции.
Fortnite стала культурным феноменом и превратилась в площадку, куда заходят пообщаться с друзьями вместо соцсетей. Бренды используют игру для своих проектов, пишет Мэттью Болл:
- В апреле 2020 года рэпер Трэвис Скотт провёл концерт в Fortnite, который одновременно смотрело более 12 млн игроков.
- В декабре 2019 года Disney устроила премьеру отрывка из девятого эпизода «Звёздных войн», а также провела живое интервью с режиссёром фильма Джей Джей Абрамсом. Само событие упомянуто в фильме.
Виртуальное интервью с Джей Джей Абрамсом в Fortnite:
- Группа Weezer создала остров, где игроки могли эксклюзивно послушать новый альбом.
- Epic Games устраивает внутри Fortnite ограниченные по времени события, привязанные к релизам в реальном мире. Карта игры трансформируется в виртуальный мир, который меняет стиль и внутриигровые объекты в партнерстве с брендами: DC, Nike, Lionsgate, Marvel, Microsoft, Sony и другими. Так Fortnite стал местом, где пересекаются разные вселенные: игроки могут буквально носить костюм персонажа Marvel внутри Готэма, общаясь с другом в лицензированной форме НФЛ.
- У игроков есть возможность создавать и свой контент через творческий режим в Fortnite, а также монетизировать его. Это могут быть эмоции, костюмы, игровые механики и миры. По своей сути творческий режим Fortnite — это «прото-метавселенная», утверждает Болл: игроки могут загружать свой уникальный Fortnite-аватар в лобби и выбирать из тысяч миров, созданных другими игроками.
Epic Games утверждает, что цель компании — создать метавселенную, где любые бренды и их интеллектуальная собственность могут жить вместе и реагировать на различные события.