Углеродный маневр: как снизить выбросы с пользой для экономики
Для России агрессивное продвижение климатической повестки несет риски, связанные с зависимостью экономики от экспорта сырьевых ресурсов и сохраняющимся технологическим отставанием ряда производств от мировых аналогов. При выборе сценария низкоуглеродного развития главным критерием должен быть уровень рисков для экономического роста и качества жизни в России, считает член-корреспондент РАН, директор Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.
Преимущества отставания
Минэкономразвития подготовило новую стратегию низкоуглеродного развития России до 2050 года (СНУР). Характер документа и сроки его действия позволяют ему считаться одним из ключевых элементов долгосрочной экономической политики государства.
Конечно, в отношении стратегии с горизонтом планирования в 30 лет у многих может возникнуть понятный скепсис. Практика показывает, что экономические реалии могут меняться как в калейдоскопе, а очередной кризис способен радикально изменить взгляды на развитие экономики. Однако, если заниматься только сиюминутными проблемами, трудно сконцентрировать ресурсы для решения наиболее важных для устойчивого развития задач.
Само создание СНУР является одним из обязательств нашей страны в рамках Парижского соглашения. Аналогичные документы сейчас формируются во многих странах мира. Их анализ показывает, что наряду с задачей снижения выбросов парниковых газов они ориентированы на превращение климатической политики в еще один драйвер экономического развития. При этом предлагаются достаточно радикальные решения, связанные, например, с выводом из эксплуатации объектов энергетики, работающих на ископаемом топливе или сокращении поголовья крупного рогатого скота.Для России такое агрессивное продвижение климатической повестки несет понятные риски, связанные с зависимостью экономики от экспорта сырьевых ресурсов и сохраняющимся технологическим отставанием основной массы производств от лучших мировых аналогов.