Что продажа картины Бэнкси «Девочка с воздушным шаром» говорит о разнице между ценой и стоимостью
Цена — это то, что вы платите, а стоимость — это то, что вы получаете
Допустим, вы приехали посмотреть выставленный на продажу автомобиль, и, получив ваше согласие на покупку, предыдущий владелец прямо на ваших глазах уничтожает его при помощи экскаватора. Скорее всего, сделка будет отменена. Ведь предмет покупки теперь представляет собой груду металлолома, а вы хотели заплатить за нормальный транспорт.
Вполне можно понять реакцию покупательницы картины Бэнкси «Девочка с воздушным шаром» на аукционе Sotheby’s в октябре 2018 года. Она (про нее известно лишь то, что это «коллекционер из Европы и многолетний клиент») попросила несколько дней, чтобы подумать, закрывать ли сделку. Напомним, работа была частично разрезана при помощи встроенного в раму шредера почти сразу после удара молотка аукциониста на цене более $1,4 млн. Это гораздо дороже, чем те $300 000-$400 000, в которые работа первоначально оценивалась.
Покупательница комментировала: «Когда неделю назад после удара молотка заработал шредер, я сначала была шокирована, но затем постепенно поняла, что получу в собственность шедевр». И действительно, этот случай войдет в историю: по словам главы отдела современного искусства аукционного дома Sotheby’s в Европе Алекса Бранжика, полотно было «первым предметом искусства, которое было создано прямо во время аукциона». За первые 36 часов видео в Инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Бэнкси, в котором он показал, как за несколько лет до аукциона встроил в раму шредер набрало более 6 млн просмотров.
Граффити, изображающее девочку, держащую в руках красный воздушный шарик в виде сердца, впервые появилось на стене в Лондоне в 2004 году. Работа стала одним из самых известных произведений Бэнкси, а ее изображение было отпечатано в 150 экземплярах, появилось в виде 25 картин и множества сделанных по трафарету рисунков, точное число которых неизвестно. Рисунок, проданный на аукционе Sotheby’s, был как раз из числа последних. Предыдущему владельцу его подарил сам художник в 2006 году. В те годы трафаретные копии продавались примерно за $55 000, а в марте 2018 года копия «Девочки» чуть меньшего размера была продана за $480 000.
Можно процитировать известного инвестора Уоррена Баффета, который, ссылаясь на Бенджамина Грэхема (автора современной концепции стоимостного инвестирования), говорил: цена — это то, что вы платите, а стоимость (ценность) — это то, что вы получаете. По всей видимости, исходя из этих соображений покупательница картины Бэнкси решила-таки закрыть сделку. Чего не произошло бы, если бы речь шла о покорёженной машине.