Феномен декабристов в цифрах и фактах

Культура.РФИстория

Что нужно знать о декабристах

Автор: Екатерина Гудкова

0:00 /
843.289
Василий Тимм. Лейб-гвардии конный полк во время восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади (фрагмент). 1853. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

«Не пропадет ваш скорбный труд / И дум высокое стремленье», — писал Пушкин в Сибирь, где на каторге отбывали наказание многие его друзья — участники восстания на Сенатской площади. Почти 30 лет аристократы строили мельницы и молотилки, открывали школы и больницы, выращивали экзотические овощи и фрукты в местах, где прежде не было даже картофеля. А еще писали научные труды обо всем на свете — от экономики до буддийской философии. В том, как «без наигранности, органически и естественно» декабристы находили общий язык с мужиками на базаре и с равными себе в гостиных, культуролог Юрий Лотман видел «одно из вершинных проявлений русской культуры». Портал «Культура.РФ» предлагает рассмотреть этот феномен в цифрах и фактах.

Восстание

В первой четверти XIX века идея отмены крепостного права и введения конституции широко распространилась среди высших слоев российского общества. Герои войны 1812 года мечтали перенести на родную почву то, что видели в просвещенной Европе во время Заграничного похода Русской армии. Офицеры стали объединяться в тайные общества, деятельность которых вылилась в попытку государственного переворота — восстание декабристов.

1 декабря 1825 года умер император Александр I, войска присягнули его брату Константину Павловичу — а он еще в 1823 году тайно отказался наследовать престол. Таким образом, императором должен был стать следующий по старшинству брат, Николай. 26 декабря (по старому стилю — 14 декабря) Сенат собирался принести присягу ему. Заговорщики рассчитывали убедить сенаторов отказаться от этого решения и принять «Манифест к русскому народу». Этот программный документ предусматривал введение Временного правительства, отмену крепостного права и установление демократических свобод.

Однако к тому моменту, как на Сенатскую площадь вышли солдаты двух полков и матросы Гвардейского морского экипажа под предводительством заговорщиков, сенаторы успели присягнуть и разойтись. Князь Сергей Трубецкой — руководитель восстания — не явился вовсе. К площади стянули правительственные войска. Военный генерал-губернатор Михаил Милорадович призывал восставших присягнуть Николаю I, но был смертельно ранен. Император отдал приказ стрелять. К вечеру восстание подавили.

Интересно

По официальным данным, в ходе восстания погибло около 80 человек, но долгое время называлась другая цифра — 1270 убитых. Современные историки придерживаются официальной версии, а разговоры о сотнях убитых приписывают городскому фольклору.

Суд

В тот же день начались аресты. Разыскивали членов тайных обществ — Северного и Южного — и Общества соединенных славян. Позже в категорию «декабристы» также попали заговорщики из действовавших в 1826–1827 годах Общества военных друзей, Оренбургского и Астраханского тайных обществ.

Преступников разделили на 11 разрядов в зависимости от тяжести вины. Самым тяжким из преступлений был умысел на цареубийство. Пятерых декабристов — Павла Пестеля, Сергея Муравьева-Апостола, Кондратия Рылеева, Петра Каховского и Михаила Бестужева-Рюмина — судили вне разряда и приговорили к смертной казни.

Для 31 человека смертную казнь Николай I заменил каторгой. Всего виновными признали 121 человека, их лишили чинов и дворянства. 99 заговорщиков приговорили к каторжным работам и поселению в Сибири, а остальных отправили на Кавказ в звании рядовых. Некоторые весь срок каторги провели в одиночных камерах Петропавловской и Шлиссельбургской крепостей. Были наказаны также солдаты мятежных полков и матросы Гвардейского экипажа — всего более 3000 человек.

Интересно

В итоговую «Роспись Государственным преступникам, приговором Верховного Уголовного Суда осуждаемых к разным казням и наказаниям» вошло 8 князей, 2 графа и 3 барона. Виновными по делу декабристов признали также сына аптекаря, военного врача Фердинанда Вольфа, выслужившегося из почтальонов чиновника Илью Иванова и сына украинского крестьянина Павла Выгодовского.

Николай Шестопалов. Декабрист Иван Якушкин на допросе в Зимнем дворце (фрагмент). 1950. Частное собрание

Каторга

Летом 1826 года в Нерчинск на Благодатский рудник отправились первые восемь осужденных. Их перевели в Читу лишь год спустя, а следующие партии сразу селили в Читинском остроге. Здесь узники занимались земляными работами, мололи муку, строили казематы, ухаживали за огородом. Павел Бобрищев-Пушкин работал закройщиком и столяром, а Николай Бестужев чинил часы, шил обувь, вырезал деревянные фигурки и отливал из кандалов кольца. «Каждая из нас носила кольцо из железа мужниных кандалов», — писала Мария Волконская. Их с узников сняли лишь через два года после суда — в августе 1828-го.

Как особо опасных преступников декабристов планировалось содержать отдельно от прочих заключенных. Для этого в Петровском Заводе начали строить специальную тюрьму. В 1830 году туда перевели 71 человека. На сам завод бывших заговорщиков не пускали — боялись, что они «заразят» своими взглядами рабочих. Декабристы занимались в основном земельными работами и благоустройством. Организовали школу церковного пения, где обучали заводских детей чтению.

Интересно

Узники учились и друг у друга в так называемой «Каторжной академии». Константин Торсон читал лекции по механике, финансам, истории морских экспедиций, а Фердинанд Вольф — по физике, химии, анатомии и физиологии. Из числа «государственных преступников» нашлись преподаватели высшей математики, философии, словесности, астрономии, нескольких языков и многих других наук.

Николай Репин. Декабристы на мельнице в Чите. 1830-е. Частное собрание

Декабристки

Из-за того что участники восстания в основном были довольно молодыми, женатыми среди них оказалось лишь около 20 человек. На каторгу приехали 18 женщин — жены, невесты, матери и сестры. Первыми еще на Благодатский рудник прибыли Мария Волконская и Екатерина Трубецкая. В то время считалось обычным делом, когда семьи следовали за уголовными преступниками к месту отбывания наказания: их жены и дети могли свободно перемещаться по стране. Но высокородные супруги политических преступников могли вернуться в центральную Россию лишь по особому разрешению, которое выдавалось далеко не всегда. Брать в ссылку детей декабристкам запрещалось, а дети, рожденные уже там, приравнивались к государственным крестьянам.

В Сибири женщины устраивали быт каторжан, вели от их имени переписку (заключенные не имели на это права), выписывали книги и журналы, лекарства и хирургические инструменты. Во многом при их помощи декабрист Фердинанд Вольф организовал в Чите медицинскую практику. Именно дамы добились разрешения проделать в сырых темных камерах Петровского Завода окна.

Интересно

В 1832 году в декабристской общине случилась первая потеря среди взрослых. В возрасте 28 лет скончалась Александра Муравьева, урожденная графиня Чернышева — красавица со знаменитого портрета кисти Петра Соколова. Это с ней Пушкин передал узникам стихотворение «Во глубине сибирских руд / Храните гордое терпенье». Государь не позволил похоронить графиню в Орле рядом с отцом: ее могила находится в декабристском некрополе Петровского Завода (сегодня — Петровска-Забайкальского).

Петр Соколов. Портрет Александры Муравьевой (ФРАГМЕНТ). 1825. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Поселение

После окончания срока каторги осужденных расселили практически по всей Сибири — от Тюмени и Кургана на западе до Якутска на востоке. Дальше всех, на берега Колымы, сослали Николая Бобрищева-Пушкина и Михаила Назимова. Но вскоре их перевели: Бобрищева-Пушкина — в Туруханск (сегодня — город Красноярского края), а Назимова — в якутский Витим.

Дмитрий Завалишин после каторги вернулся в Читу. Здесь он внедрял новые методы удобрения почвы и системы возделывания пашни, выводил новые породы коров, работал картографом и землемером. Благодаря его хлопотам в Чите и окрестных деревнях открылись крестьянские и казачьи школы.

В Селенгинске (сегодня — Новоселенгинск в Бурятии) братья Николай и Михаил Бестужевы изучали бурятский фольклор и буддийскую философию. Николай открыл петроглифы на берегах Селенги и следы древних оросительных систем, изобрел высокоточный часовой механизм и «бестужевскую» печь, обогревавшую быстрее, чем русская и голландская печки. Михаил Бестужев в 1857 году участвовал в экспедиции на Амуре — во время нее были основаны пограничные поселения.

Там же поселился друг Бестужевых — Константин Торсон. Он был увлечен сельским хозяйством, внедрял среди крестьян молотилку собственной конструкции и даже выращивал в суровом климате арбузы и дыни.

Братья Александр и Петр Беляевы отбывали ссылку в Минусинске. Благодаря им здесь появилась первая школа. Иван Якушкин основал в Ялуторовске под Тюменью приходское училище для мальчиков и школу для девочек. Преподавание в ней велось по Ланкастерской системе: старшие ученики объясняли учебный материал младшим.

Интересно

Некоторые декабристы основали в Сибири собственное дело. Живший сначала близ Иркутска, а затем в Енисейской губернии Александр Якубович открыл мыловаренный завод. Владимир Бечаснов при содействии иркутского купца Белоголового устроил маслобойню, где производил конопляное масло. Николай Чижов и Андрей Андреев построили в якутском Олёкминске первую мельницу.

Алексей Боголюбов. Отправление декабристов в ссылку в Финляндию (фрагмент). 1854. Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов

Амнистия

Новый император Александр II взошел на престол в 1855 году. Уже в день коронации он разрешил оставшимся в Сибири декабристам вернуться, как тогда говорили, «в Россию». На поселении в то время оставалось 43 осужденных. А многие родившиеся в ссылке дети уже жили в европейской части страны, куда им высочайшей милостью разрешалось выехать для получения образования. Амнистированные не могли селиться в Петербурге и Москве, за ними продолжался полицейский надзор.

Дмитрий Завалишин вспоминал о том, как в Чите узнали об амнистии: «Известие было получено поздно уже вечером, часу в десятом. Несмотря на то, губернский почтмейстер, губернатор и атаман тотчас же прибежали ко мне с поздравлением, и по мере того, как распространилось известие, являлись и другие до самой поздней ночи. На другой день рано поутру стояла у дома моего огромная уже толпа крестьян, казаков и бурят, ожидая, пока в доме встанут, чтобы принести и им поздравления мне… В полдень соборный протоиерей со всем городским духовенством явился без зова отслужить у меня молебен».

Интересно

Дмитрий Завалишин был одним из немногих, кто отказался покидать Сибирь. Его острые критические статьи о деятельности генерал-губернатора вынудили власти отправить закоренелого бунтовщика в очередную ссылку — в Казань. Вскоре ему разрешили поселиться в Москве, тогда как другие не могли добиться позволения приехать в Первопрестольную хотя бы на лечение. Скончался Завалишин в 1892 году — последним из декабристов.

Егор Ботман. Портрет Александра II (Фрагмент). 1856. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мы разобрались, как работает тикток Мы разобрались, как работает тикток

Как угодить алгоритмам и попасть в «Рекомендованное» в TikTok?

GQ
Астрономы объяснили наклон орбиты Деймоса кольцом вокруг древнего Марса Астрономы объяснили наклон орбиты Деймоса кольцом вокруг древнего Марса

Кольцо Марса было сформировано протолуной планеты, из которой родился Фобос

N+1
Сила воли: что мешает нам добиваться цели Сила воли: что мешает нам добиваться цели

Проблема отсутствия силы воли – в образе жизни, который ее ослабляет

Psychologies
«Брошена на землю»: рассказ поэтессы и прозаика Аллы Горбуновой «Брошена на землю»: рассказ поэтессы и прозаика Аллы Горбуновой

Отрывок из сборника рассказов Аллы Горбуновой про героев из девяностых и нулевых

Esquire
Мы выбираем друг друга не случайно Мы выбираем друг друга не случайно

Выбор партнера предопределен всем предшествующим ходом нашей жизни

Psychologies
По другим правилам По другим правилам

Мы то и дело слышим, что после пандемии мир не будет прежним

Добрые советы
Религия для атеистов Религия для атеистов

Руководство для неверующих по использованию религии

kiozk originals
Как клип трансформирует город Как клип трансформирует город

Будущее всегда стремилось к целостности — у нас первый раз не так

Weekend
Пять языков любви Пять языков любви

Секрет прочных отношений

kiozk originals
Вреден ли кальян для здоровья и опаснее ли он сигарет? Ответы на все волнующие вопросы Вреден ли кальян для здоровья и опаснее ли он сигарет? Ответы на все волнующие вопросы

К чему приводит увлечение кальяном

Playboy
Dark Kitchen: Продукт без границ Dark Kitchen: Продукт без границ

Встречайте проект Dark Kitchen — кухню без зала и сервиса

Bones
“Дикая роза” и “Просто Мария”: как сейчас выглядят актеры любимых сериалов 90-х “Дикая роза” и “Просто Мария”: как сейчас выглядят актеры любимых сериалов 90-х

Что стало с главными героями мексиканских сериалов 90-х?

Cosmopolitan
Сражайтесь до последнего! Эльмина не сдалась и победила рак Сражайтесь до последнего! Эльмина не сдалась и победила рак

История девушки, которая не опустила руки вопреки всему и победила рак

Cosmopolitan
«Я донор, и это очень классно»: предприниматели о том, почему они регулярно сдают кровь «Я донор, и это очень классно»: предприниматели о том, почему они регулярно сдают кровь

Истории трех бизнесменов, которые уже выбрали донорство

Forbes
Твин пиксель Твин пиксель

Модные бренды играют на опережение

Vogue
Рю Мураками: Пирсинг Рю Мураками: Пирсинг

Первые главы из романа Рю Мураками

СНОБ
Жан-Мари Гюстав Леклезио: Африканец Жан-Мари Гюстав Леклезио: Африканец

Отрывок из книги нобелевского лауреата Жана-Мари Гюстава Леклезио «Африканец»

СНОБ
«У меня украли активов на $4,5 млрд»: бизнесмен Сергей Полонский — о судах, друзьях и врагах из списка Forbes и новом проекте на $10 млрд «У меня украли активов на $4,5 млрд»: бизнесмен Сергей Полонский — о судах, друзьях и врагах из списка Forbes и новом проекте на $10 млрд

Сергей Полонский о том, как планирует строить новые объекты по всему миру

Forbes
Хорошая плитка Хорошая плитка

Темный шоколад помогает справляться с хронической усталостью

Добрые советы
Жестокая доброта: почему никогда нельзя жалеть слабых сотрудников и как от них избавиться Жестокая доброта: почему никогда нельзя жалеть слабых сотрудников и как от них избавиться

Как вычислить слабых сотрудников?

Forbes
Терапия измены: чем может помочь психолог, если вы решили сохранить брак Терапия измены: чем может помочь психолог, если вы решили сохранить брак

Как пережить измену с помощью психотерапии

Cosmopolitan
5 невероятно дорогих и странных опций для автомобилей 5 невероятно дорогих и странных опций для автомобилей

Список, дорогих вещей для авто, о которых большинство даже не слышало

Maxim
Временное искусство и ландшафтный размах: 5 фактов о художнике Христо Явашеве Временное искусство и ландшафтный размах: 5 фактов о художнике Христо Явашеве

Ушел из жизни американский скульптор и художник Христо Явашев

Esquire
Ее принцесса против Ее принцесса против

Как обида матери на бывшего мужа внушила дочери ненависть к мужчинам

Лиза
Это родинка моя: как и зачем следить за родимыми пятнами? Это родинка моя: как и зачем следить за родимыми пятнами?

Составляем «карту тела» и инструктируем, как проверить родинки дома

Cosmopolitan
Николай Солодников Николай Солодников

Учитель и библиотекарь запустил на YouTube проект #ещенепознер

Собака.ru
История «Кодабры»: как девушка из поселка, которого нет на карте, создала школу программистов для IT-гигантов История «Кодабры»: как девушка из поселка, которого нет на карте, создала школу программистов для IT-гигантов

Отрывок из книги «Дельфины капитализма 2.0»

Inc.
Атом рубидия захватили в оптическую ловушку Атом рубидия захватили в оптическую ловушку

Сибирские ученые смогли удержать одиночный атом рубидия в оптическом пинцете

Популярная механика
«Общество забирает наше личное пространство». Правнучки Зигмунда Фрейда — о плюсах одиночества «Общество забирает наше личное пространство». Правнучки Зигмунда Фрейда — о плюсах одиночества

Отрывок из книги психотерапевта Мишель Фрейд

Forbes
Правда и мифы о послеродовой депрессии Правда и мифы о послеродовой депрессии

Послеродовая депрессия начинается задолго до рождения ребенка и не проходит сама

Psychologies
Открыть в приложении