Что делать, если вас раздражают привычки партнера?
Кажется, это только в анекдотах и черных комедиях один из партнеров убивает другого, потому что тот слишком громко хлебает чай. Однако в жизни претензии по мелочам могут подточить даже самые крепкие отношения. Как жить, если привычки любимого человека сводят с ума?
Заблуждаются те, кто думает, что длительные отношения рушатся из-за чего-то серьезного: измен, дурных привычек, разногласий по поводу того, стоит ли заводить детей или на что тратить деньги. На самом деле привычка одного из супругов чавкать или пристрастие к глупому реалити-шоу таят в себе гораздо больше опасности.
«Когда мы только познакомились, мне казалось забавным, как Вадим торопливо уничтожал всю еду, которую я ставила на стол, — признается 36-летняя Светлана. — Я представляла, что он настоящий пещерный человек и после обеда у нас будет дикий, первобытный секс. Но сейчас, спустя три года, я с трудом сдерживаю себя, чтобы не взорваться. Как приучить его вести себя за столом как следует?»
Социальный психолог Майкл Каннингем определяет этот процесс как переход от «поведения на авансцене», когда мы все еще стараемся произвести хорошее впечатление, до «поведения за кулисами», когда мы расслабляемся и демонстрируем свое подлинное «Я».
Если этот переход обозначается резко (нередко это происходит сразу после свадьбы или медового месяца), он может вызвать ссоры и разочарование
Тот, кто ласково сносил причуды другого, вдруг понимает, что будет вынужден жить с ними каждый день, круглый год. А тот, кто пытался сдерживать себя, наконец «расслабляется»: цель завоевана, его и так любят.
Не замечать раздражение невозможно, поэтому задача состоит в том, чтобы научиться жить с ним. Практически нереально изменить поведение другого человека, но можно изменить собственный взгляд на это поведение, свою реакцию на него.
Копайте глубже
«Мелочей не бывает, когда речь идет об отношениях, — говорит Эндрю Маршалл, семейный терапевт. — Если вас что-то раздражает, за этим могут скрываться более глубокие причины».
«Я прихожу в какое-то иррациональное бешенство, когда мне приходится убирать за ним, — говорит 42-летняя София. — Думаю, я боюсь превратиться в свою мать, которая всю жизнь прислуживала отцу. Я понимаю, что повесить брюки в шкаф не значит стать рабыней. Но меня все равно берет злость: почему я должна это делать?»