10 причин их ненависти
На самом деле причина у хейтеров только одна, и она очень простая: преследование дает им чувство силы и безграничной власти над жертвой. Мы спросили у психолога, что делать, если ты столкнулась с сетевой травлей.
Почему они делают это?
Кибербуллинг – явление относительно новое, но сам феномен хейтерства существует много лет. С ним имели дело и исторические личности (Оскар Уайльд, Мэрилин Монро), и обычные люди. Разница в том, что теперь хейтерам больше не нужно встречаться с жертвой, чтобы получить доступ к ее частной жизни. Достаточно просто погуглить.
Преследователи сегодня могут «автоматизировать свой труд». Например, заспамить человека сообщениями или письмами. Или просто тегнуть и рассказать о нем чудовищные вещи всем его друзьям – он не успеет снять метку достаточно оперативно. Возможность проделывать это всё анонимно дает чувство безопасности и толкает на всё более жестокие эксперименты. А жертве некуда спрятаться – вся ее жизнь в Сети как на ладони. Хейтеры даже создали собственные блоги – существуют сайты, где люди анонимно годами обсуждают жизнь других людей в совершенно удивительной тональности. Некоторые идут дальше: например, могут устроиться на работу к фотографу, который им не понравился, делать снимки у него в студии, общаться с его детьми и вести детальный отчет о том, что происходит в его жизни.
Однажды, когда произошел «деанон» преследователей Божены Рынски, известный блогер обнаружила, что ее репутацию годами очерняла довольно близкая знакомая, которая ни разу не сказала ей плохого слова в лицо.
Со стороны это может показаться безумием. Зачем тратить время и энергию? Как можно читать полные ненависти диалоги по двести – триста страниц?
Главное, что привлекает хейтеров, – эмпаурмент, то есть обретение силы. Со стороны кажется, что селебрити или просто публичные личности находятся на вершине (что, конечно, не всегда так, тем более что за последние десять лет понятие «звезда» значительно обесценилось). Обычному человеку становится обидно, что кто-то другой, по его мнению недостойный и мало что умеющий, получает внимание, деньги или другие ресурсы. Поводом также может быть личная неприязнь или вообще случайность: хейтеру не понравилось чье-то высказывание в сетевой дискуссии, и он придумает основание для травли. Точно также сквоттеры в Испании (те, что захватывают пустующие во время коронавируса дома богатых иностранцев) говорят, будто они вламываются туда из чувства справедливости: им негде жить, а у людей вон сколько всего!
Хейтеров трудно остановить. они считают, что жертва всё это «заслужила».
Использование явно нечестных методов – оскорблений, слежки, публикации фальшивых новостей, сплетен – обычно не смущает хейтера. Он легко оправдывает себя тем, что на войне все средства хороши.
Как правило, преследователи, затевая травлю, либо выдумывают недостатки жертвы с нуля, либо намеренно их преувеличивают, раздувают скандал. Например, первых феминисток, которые вообще-то были обычными работающими женщинами с детьми, называли уродливыми, одинокими, грубыми и наглыми, иными словами, категорически не соответствующими закрепленным стандартам правильной жены и матери.
Такой подход дает хейтерам ощущение правоты и единства («мы вместе делаем хорошее дело»), а также возможность выразить скопившиеся негативные эмоции, поиграть в детектива, получить заряд энергии. Всё это – без каких-либо серьезных рисков, в полной безопасности. Эдакая поездка на американских горках не выходя из дома.
Несколько раз хейтерские сайты даже принесли пользу: помогли разоблачить и задержать мошенников. Но чаще всего подобные сообщества только распространяют слухи и недостоверную информацию. Жизнь людей, за которыми следят аноны (как они себя называют), значительно ухудшается. Известны случаи, когда жертвам хейта приходилось менять имена и переезжать. Некоторые пытались покончить с собой (особенно уязвимы перед потоками ненависти подростки). Хейтеров ничто не останавливает. Им кажется, что жертва заслужила всё, что с ней происходит. Если же она пытается сопротивляться, объясняться или просить пощады, это только подхлестывает преследователей. Они принимаются высмеивать ее слова, искать в них скрытый смысл – и ненависти становится еще больше.
Хейтерам необязательно быть организованной группой. Иногда человек подвергается преследованию спонтанно, потому что публично поделился мнением, которое оказалось непопулярным. Существует даже термин FOSO (Fear of Standing Out) – страх выделиться, произнести что-то не то и превратиться в изгоя.
Легко вспомнить, как в разгар острой политической ситуации страшно хоть что-нибудь сказать на волнующую всех тему, потому что в комментариях может разразиться война, и вполне приличные люди внезапно перейдут на личности, отфрендят или забанят, а ты будешь потом еще месяцы расхлебывать последствия.
Именно ужас перед таким исходом формирует у людей социальную тревожность: многие боятся открывать телефон и читать новости, тем более комментировать их.
Реальная история
Залина: Я несколько раз переживала травлю. В феврале этого года я высказалась в поддержку девушек, снявшихся в клипе Rammstein. В ответ мне стали поступать ежедневные угрозы, а одна из радикальных организаций объявила денежную награду за видео с моим избиением. Тогда я была беременна и, чтобы защитить себя и ребенка, обратилась в полицию.