Образы людей и богов в искусстве от Древнего мира до наших дней

kiozk originalsИстория

Цивилизации

Образы людей и богов в искусстве от Древнего мира до наших дней

Автор: Мэри Бирд – профессор истории Древнего мира Кембриджского университета, член Британской академии и Американской академии искусств и наук, автор бестселлеров. Часто ее называют «самым известным в Британии специалистом по античности». Бирд регулярно участвует в теле- и радиопередачах и ведет популярный блог в Твиттере. Среди ее книг: «SPQR: История Древнего Рима» и «Женщины и власть. Манифест»

0:00 /
1535.342

Для кого эта книга?

Язык – орудие поэта, или же поэт – орудие языка? Что первично – означаемое или означающее? Эти вопросы справедливы в отношении всех видов искусства. Мы формируем искусство, причём и создавая, и воспринимая его, а искусство формирует нас. Книга Мэри Бирд не только отвечает на эти вопросы, но и содержит море интересной информации о самых разных культурах – от Древнего Египта до современности, и рассказывает захватывающие истории о тех, кто жил до нас. Ведь именно благодаря искусству поддерживается связь времён, а значит, мы можем вступить в диалог с теми, кто жил тысячи лет назад, и увидеть мир их глазами.

Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Цивилизации» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?

Что искусство может рассказать о цивилизации?

Искусство формирует наше понимание окружающего мира. Иногда оно делает это с размахом, как в случае с пирамидами Древнего Египта, которые четко указывают, кто здесь был главным. Порой это происходит менее масштабно. Например, портрет на стене – очень мощное напоминание о самых важных для нас людях.

Искусство, таким образом, является прекрасной отправной точкой для понимания других сфер человеческой жизни в разные периоды времени. Оно может помочь нам раскрыть ценности и идеи разных цивилизаций. Точно так же, как инсталляция Дэмьена Хёрста многое говорит о нашем постмодернистском обществе, древний охлаждающий сосуд для вина или средневековая мечеть могут дать множество подсказок о том, во что люди верили в прошлом.

Именно такой подход использует известный историк Мэри Бирд в своей увлекательной книге об истории художественных образов в мировом искусстве. От Египта эпохи фараонов до буддийской Индии и Англии времен Реформации – автор рассказывает о том, как люди изображали окружающий мир и что означали эти изображения.

Из этого обзора вы узнаете:

  • почему итальянские художники эпохи Возрождения изображали библейских персонажей в современной им одежде;
  • как в цивилизациях, запрещавших изображать людей и животных, представляли божественное начало;
  • и почему первый китайский император был похоронен вместе с 7000 терракотовых солдат.

Смысл произведений искусства определяется тем, как люди взаимодействуют с ними.

Если мы хотим увидеть искусство, особенно древнее, мы обычно идем в музей или библиотеку. Но это не те места, где большинство художников прошлого рассчитывали увидеть свои работы. Дело в том, что смысл многих художественных произведений формировало то, как с ними взаимодействовали люди.

Возьмем две статуи египетского фараона Аменхотепа III в Фивах: их значение определялось тем, что люди отправлялись в древний город, чтобы увидеть эти памятники своими глазами.

Одна из статуй в древности была известной достопримечательностью. Ее главным достоинством была способность «петь» (как она это делала, сейчас не ясно); возможно, это была лишь шутка местных озорных детей, а может быть, просто звук воздуха, выходящего через трещины в каменной кладке.

Поскольку пение статуи зависело от погоды (или от маленьких шалунов), нельзя было знать наверняка, услышите вы его или нет. И довольно скоро современники стали воспринимать этот звук как доброе предзнаменование.

Одним из путешественников, посетивших статую Аменхотепа III, был римский император Адриан. В 130 году н. э. придворная дама Юлия Бальбилла описала это событие в стихах, которые позже были начертаны на левой ноге и ступне каменного изваяния.

В стихотворении поэтесса утверждает, что Адриан слышал пение статуи и что это был явный знак благосклонности богов!

Таким образом, становится ясно, что искусство в древнем мире несло не только декоративную функцию, и прекрасным примером в этом отношении служит афинская керамика.

Возьмем, к примеру, охлаждающий сосуд для вина, изготовленный в V веке до нашей эры. Он украшен изображениями пьяных обнаженных сатиров – мифических созданий, наполовину людей, наполовину животных. Сатиры показаны в момент безумного веселья: один из них на своем эрегированном пенисе пытается удержать кубок, другому прямо в рот льется вино из бурдюка.

Может показаться, что это изображение повествует о торжестве гедонизма, но первое впечатление часто бывает обманчиво. Истинный его смысл куда глубже.

В то время, когда был изготовлен этот сосуд, афиняне занимались строительством городов, формировали свои правила и обычаи, а также размышляли над тем, что значит жить в городском сообществе. Их беспокоил вопрос, где провести границу между цивилизацией и варварством.

Изображения сатиров должны были служить напоминанием о том, что отныне подобные сцены возможны только на поверхности сосудов для вина.

Изображения людей издавна использовались для того, чтобы сохранить память об умерших и помочь нам примириться с потерей.

Когда смерть забирает у нас любимых людей, мы часто обращаемся к фотографиям, чтобы дорогие сердцу образы не стерлись из памяти. Но фотография была изобретена относительно недавно – а что же люди делали раньше?

Раньше на помощь приходило искусство.

Греческая статуя Фрасиклея является ярким примером того, как художественные произведения когда-то помогали людям хранить память об ушедших близких.

Эта погребальная статуя, обнаруженная в окрестностях Афин в 1970-е годы, отмечает место захоронения знатной девушки, жившей в древней Греции. Скульптор подробно изобразил мельчайшие детали облика прекрасной Фрасиклеи. На поверхности изваяния все еще можно видеть следы красного пигмента, который некогда покрывал его.

Необыкновенное впечатление производит прямой взгляд девушки – зритель просто не может не встретиться с ней глазами. Это чрезвычайно личная работа. Девушка держит в руке цветок, а надпись на постаменте сообщает нам от первого лица, что Фрасиклея умерла перед свадьбой.

Древнее искусство было связано не только с сохранением памяти. Оно также лечило от горечи потери близкого человека.

Рассмотрим, например, египетские портреты во времена, когда Египет был провинцией Римской империи.

Спустя несколько столетий после безвременной кончины Фрасиклеи портретная живопись стала важной частью римских траурных ритуалов.

Это были чрезвычайно образные картины, при написании которых использовался эффект игры светотени. Но их не вешали на стены, как мы это делаем сейчас, – они использовались для украшения саркофагов. Некоторые источники указывают на то, что саркофаги оставались в домах скорбящих в течение некоторого времени, прежде чем умершего хоронили.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пять языков любви Пять языков любви

Секрет прочных отношений

kiozk originals
Монарх под видом демократа Монарх под видом демократа

Октавиан Август не стал повторять ошибок Цезаря

Дилетант
Индия после Ганди Индия после Ганди

История крупнейшей демократии в мире

kiozk originals
Дисбаланс активности мозга при аутизме связали с половыми различиями Дисбаланс активности мозга при аутизме связали с половыми различиями

Аутичные женщины способны лучше компенсировать коммуникативные трудности

N+1
Переменная величина Переменная величина

Насколько важен для нас секс

Psychologies
Интервью с предпринимателем о технологическом бизнесе в России Интервью с предпринимателем о технологическом бизнесе в России

Разговор с Максимом Нальским с ним об отечественной IT-индустрии

СНОБ
Человек и салат: 9 мифов о Юлии Цезаре Человек и салат: 9 мифов о Юлии Цезаре

Правда и мифы о Юлии Цезаре

Вокруг света
Доказано телом Доказано телом

Завидная фигура Дарьи Коноваловой — результат закалки и заботы косметологов

Tatler
Как повысить самооценку и обрести уверенность? 11 советов психолога Как повысить самооценку и обрести уверенность? 11 советов психолога

Заниженная самооценка мешает нам строить здоровые отношения и карьеру

Psychologies
Критические будни Критические будни

«Никогда. Редко. Иногда. Всегда» как хроника гендерного неравенства

Weekend
Био-механизм Био-механизм

Пауки, пожалуй, самые высокотехнологичные существа на планете

Вокруг света
Женский живот: полезно или опасно качать пресс? Женский живот: полезно или опасно качать пресс?

Как состояние пресса сказывается на женском здоровье?

Psychologies
Мифология Мифология

Бессмертные истории о богах и героях

kiozk originals
Из чего же сделаны наши девчонки? Из чего же сделаны наши девчонки?

Об экранизации романа Карины Добротворской «Кто-нибудь видел мою девчонку?»

Tatler
Я хочу, чтобы меня любили Я хочу, чтобы меня любили

Быть любимыми – это условие выживания, потому что любовь – не просто чувство

Psychologies
Чем заняться в Казани Чем заняться в Казани

Час самолетом от Москвы, красивая архитектура, широкие реки и вкусная еда

GQ
Игры, в которые играют люди Игры, в которые играют люди

Психология человеческих взаимоотношений

kiozk originals
Преступление и исправление Преступление и исправление

Тюрьма в Филадельфии считается бабушкой всех современных тюрем

Дилетант
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Физика стенопа: удивительные факты о фотоаппарате из мусора Физика стенопа: удивительные факты о фотоаппарате из мусора

Самое интересное о необычном аппарате, созданном из мусора и науки

Популярная механика
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Захватить рынок туалетной бумаги и провалиться после 116 лет работы: история Scott Paper Company Захватить рынок туалетной бумаги и провалиться после 116 лет работы: история Scott Paper Company

Изобретатель туалетной бумаги так и не смог на ней разбогатеть

VC.RU
Критика чистого разума Критика чистого разума

Революционная классика философской мысли о пределах человеческого разума

kiozk originals
«Это экзит, а не инвестиции»: зачем основатели продали «Кухню на районе» и что получат «Сбербанк» и Mail.ru Group «Это экзит, а не инвестиции»: зачем основатели продали «Кухню на районе» и что получат «Сбербанк» и Mail.ru Group

Краткая история сервиса «Кухню на районе» и мнения участников рынка

VC.RU
Из тьмы веков, из топи блат Из тьмы веков, из топи блат

Кто жил на землях, на которых в XIII веке возникла литовская держава?

Дилетант
Интимный разговор Интимный разговор

Для чего вообще нужна эстетическая гинекология?

Glamour
Отложенный будильник не нарушил когнитивные функции и настроение Отложенный будильник не нарушил когнитивные функции и настроение

Откладывание будильника не влияет на когнитивные функции и настроение

N+1
Бисмарк: коварный циник и создатель единой Германии Бисмарк: коварный циник и создатель единой Германии

Немцы редко гордятся методами, которые Бисмарк использовал для достижения целей

Дилетант
Почему у мужчин «пунктик» на анальном сексе? Почему у мужчин «пунктик» на анальном сексе?

Откуда у мужчин эта причудливая фиксация на анальном сексе

Cosmopolitan
Найден источник аномально огромной массы космического потока Найден источник аномально огромной массы космического потока

Каким образом Магелланов поток достиг своих колоссальных размеров и массы

Популярная механика
Открыть в приложении