Как социальные предприниматели стали амбассадорами новых ценностей для бизнеса

ForbesБизнес

Чистая планета и рабочие места для бабушек: как социальная ответственность стала бизнесом

Экогражданство, ответственное потребление, финансовый план с поправкой на общественную повестку ООН — Forbes Life разбирается, как социальные предприниматели стали амбассадорами новых ценностей для всего бизнеса

Варвара Перцова

0:00 /
1280.745
gettyimages-1084673676.jpg__1569231171__66849.jpg
Фото Getty Images

Вопрос, что такое социальное предпринимательство, весьма неоднозначный. Одни путают его с благотворительностью, другие — с социально ответственными компаниями. Социальное предприятие не разновидность полукоммерческой деятельности, это бизнес, обладающий двумя чертами: коммерческим аспектом и социально значимой миссией — его ДНК. «Родившись при социализме, я усвоил один положительный момент: мы должны учитывать интересы общества и мира, а не только интересы личности. В капитализме главное — индивидуализм, так что интересы общества и мира приносятся в жертву личности, — рассказывает глава крупнейшей перерабатывающей компании TerraCycle Том Саки в интервью Forbes Life. — Но потом, когда я уехал из страны, я увидел американскую мечту. И меня увлекла идея использовать бизнес как инструмент изменения мира». По словам Мухаммада Юнуса, лауреата Нобелевской премии мира и пионера социального предпринимательства, «социальный бизнес отличается от предприятий, максимизирующих прибыль, своими целями — созданием социальных благ для тех, ради кого он осуществляет свою деятельность».

Новый черный

Крупные корпорации мира повсеместно внедряют «социальную ответственность» в свои бизнес-планы и даже отчетность, российские компании тоже перестраивают работу в соответствии с экологической и социальной повесткой ООН. Снижение воздействия на окружающую среду и ответственность перед обществом превратились в транснациональную идеологию, а чувствительность брендов к общественному осуждению и бойкоту потребителей значительно возросла. История уже знает немало способов серьезно испортить репутацию компании, на имидже которой разрушительно сказывается вскрывшийся обман или ущерб, нанесенный окружающей среде.

Так, в 2015–2016 годах утаивание реальных показателей загрязнения окружающей среды обернулось для автоконцерна Volkswagen международным скандалом, получившим название «Дизельгейт»: компании пришлось отозвать миллионы автомобилей, заплатить в США $25 млрд штрафов и компенсаций, а общие финансовые потери концерна составили около €30 млрд.

Сейчас существует мощный запрос общества на социально ответственный бизнес, мимо которого не может пройти ни одна крупная публичная компания. Важнейший фактор — это экономика. «Для российских предприятий, работающих на внешних рынках, без сертификата социально-экологической ответственности оказывается закрыт доступ в Евросоюз, США, Японию», — рассказывает директор FSC Николай Шматков. По его словам, проще сертифицировать всю продукцию, не разделяя ее на внешнюю и внутреннюю. Все крупные компании играют по правилам социально-экологической ответственности. Не потому, что они добрые или прогрессивные — они хотят управлять рисками и обеспечивать стабильность бренда. И это не вопрос репутации, а базовый бизнес-подход.

По данным исследования Nielsen, 62% россиян готовы изменить свое потребительское поведение, если оно будет наносить меньше вреда окружающей среде. Для сравнения: среди участников глобального исследования эта доля составила 73%.

Среди глобальных потребительских трендов выделяется такое понятие, как «экогражданство»: клиент готов менять свое поведение для снижения негативного воздействия на окружающую среду и ожидает тех же действий от компаний, рассказала Елена Дубовицкая, директор практики оказания услуг по корпоративному управлению и устойчивому развитию PwC в России. Более половины опрошенных респондентов исследования GfK отметили, что бренды и компании должны быть ответственными по отношению к окружающей среде в наши дни.
Другой не менее важный тренд — ответственное потребление. Принимая решения о покупке, помимо общепринятой оценки товаров и услуг, люди обращают внимание на такие характеристики, как источник происхождения сырья, производственные практики компаний, включая условия труда работников и воздействие предприятий на окружающую среду, возможность переработки товаров после использования. Для трети опрошенных важно соответствие приобретаемых товаров и услуг внутренним убеждениям и ценностям.

Подобные изменения общественного сознания создают мощные конкурентные преимущества для компаний, где социальная миссия — это часть внутреннего смысла бизнеса, его ядро, а не просто маркетинговый трюк. На развивающемся рынке такие производители товаров и услуг значительно легче конвертируют идею устойчивого развития и общественной пользы в лояльность со стороны покупателей и реальный коммерческий успех.

Социальный маркетинг — это действительно новый черный в мире внешних коммуникаций, и каждый крупный бренд, особенно если он ориентирован на миллениалов и западную культуру, реализует принципы социальной ответственности в своей стратегии. Социальный бизнес может стать оператором для решения многих задач, уверена основательница сети магазинов Сharity Shop Дарья Алексеева: «Например, мы стали оператором по приему ненужной одежды от клиентов ИКЕА: ты сдаешь ненужное постельное белье прямо в магазине и идешь покупать новое, освободив свой шкаф. Buy Social может предложить любые корпоративные подарки, и это будут не флешки и кружки из Китая, а качественная продукция «со смыслом», доходы от продажи которой пойдут на поддержание работы социальных проектов».

В компаниях новой экономики, в первую очередь связанных с инновациями и технологиями, ключевой asset — это молодежь, «игреки», видящие себя частью бизнеса, который не просто работает на рост выручки и маржи, а инвестирует в будущее, делает его более устойчивым, объясняет Евгения Щипалова, руководитель отдела развития бизнеса КПМГ в России и СНГ. «Поэтому компании этого кластера, чтобы быть привлекательными работодателями, не могут не развивать социальные инициативы», — говорит она.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Подпишитесь, пожалуйста. Как меняется модель потребления Подпишитесь, пожалуйста. Как меняется модель потребления

Сервисы по подписке быстро и прочно вошли в нашу жизнь. Какое будущее их ждет?

СНОБ
Где учится американская бизнес-элита. Рейтинг лучших программ MBA в США Где учится американская бизнес-элита. Рейтинг лучших программ MBA в США

Популярность программ MBA в американских бизнес-школах снижается

Forbes
Берут – беги Берут – беги

Теневая экономика России настолько велика, что называть ее теневой даже неловко

Esquire
«Голос в моей голове»: как мозг может слышать несуществующие звуки «Голос в моей голове»: как мозг может слышать несуществующие звуки

Дестигматизация психических болезней — важная социальная задача

Psychologies
Восстановить свой авторитет в глазах подростка Восстановить свой авторитет в глазах подростка

Чтобы вернуть родительский авторитет, нужно следовать правилам обратной связи

Psychologies
Соавтор фильма «Сорокин трип» Юрий Сапрыкин: «Сорокин — это и есть классика, это навсегда» Соавтор фильма «Сорокин трип» Юрий Сапрыкин: «Сорокин — это и есть классика, это навсегда»

Юрий Сапрыкин рассказал Esquire о том, как шла работа над фильмом «Сорокин трип»

Esquire
4 ситуации, в которых можно не оставлять чаевые официанту 4 ситуации, в которых можно не оставлять чаевые официанту

В остальных случаях уже будешь решать сам

Playboy
Первый в мире лазерный принтер без картриджа: уже в России Первый в мире лазерный принтер без картриджа: уже в России

В России этим летом появилась в продаже линейка принтеров и МФУ без картриджа

Популярная механика
Что стало с участниками «Антверпенской шестерки» Что стало с участниками «Антверпенской шестерки»

Что делают люди, 30 лет назад перевернувшие моду

GQ
Замужем, но все равно мать-одиночка? Замужем, но все равно мать-одиночка?

Многие замужние женщины эмоционально привязаны к своему статусу

Psychologies
Дима Билан отказался от спиртного на светском рауте Дима Билан отказался от спиртного на светском рауте

37-летний музыкант впервые вышел в свет после скандального концерта в Самаре

Cosmopolitan
«Надо поменять машину или двигатель»: Греф, Чубайс и Силуанов дали три рецепта взрывного роста для России «Надо поменять машину или двигатель»: Греф, Чубайс и Силуанов дали три рецепта взрывного роста для России

Греф, Чубайс и Силуанов сошлись в споре, как дальше развивать экономику

Forbes
Ляйсан Утяшева: Ляйсан Утяшева:

Ляйсан Утяшева — о "прожарке" Павла Воли, жестком юморе, самоиронии и сюрпризах

Cosmopolitan
У россиянки перед отъездом из Италии У россиянки перед отъездом из Италии

41-летняя Анна Варганова живет в Италии и в одиночку воспитывает сына Георгия

Cosmopolitan
Проклятие Нобеля: почему самая известная в мире премия мешает развитию науки Проклятие Нобеля: почему самая известная в мире премия мешает развитию науки

Брайан Китинг и его книга «Гонка за Нобелем»

Forbes
Тестируем Samsung Galaxy Note 10 Plus: крутой фаблет с умным стилусом Тестируем Samsung Galaxy Note 10 Plus: крутой фаблет с умным стилусом

Samsung Galaxy Note 10 Plus можно смело назвать устройством из «высшей лиги»

CHIP
Неорганизованные детки: причины и решения проблемы Неорганизованные детки: причины и решения проблемы

Простые и полезные рекомендации, как приучить ребенка к самостоятельности

Psychologies
Запоминают слова и не любят курильщиков: 14 редких фактов о собаках Запоминают слова и не любят курильщиков: 14 редких фактов о собаках

Самые необычные их способности ученые начинают обнаруживают только сейчас

Популярная механика
Станислав Поздняков: «Допинг-офицер – это не враг, а точно такой же участник соревнований» Станислав Поздняков: «Допинг-офицер – это не враг, а точно такой же участник соревнований»

Станислав Поздняков рассказал о недопустимости смешивать спорт и политику

GQ
6 вопросов виноделу 6 вопросов виноделу

О производстве ароматных напитков мы поговорили с технологом по тихим винам

Популярная механика
Прокатиться голой на лошади и набрать 20 кило: на что готова Саша Бортич в кино Прокатиться голой на лошади и набрать 20 кило: на что готова Саша Бортич в кино

Молодой, но уже знаменитой актрисе Александре Бортич исполняется 25 лет!

Cosmopolitan
Торжество жизни. Истории людей, столкнувшихся с тяжелой болезнью и боровшихся до конца Торжество жизни. Истории людей, столкнувшихся с тяжелой болезнью и боровшихся до конца

Один из рассказов врача-реаниматолога о людях, получивших второй шанс

Forbes
Утечка хауса: почему российская электронная музыка за границей популярнее, чем на родине Утечка хауса: почему российская электронная музыка за границей популярнее, чем на родине

Российские музыканты-электронщики все чаще едут работать за рубеж

Forbes
Алина Ботановна: «Я готова гастролировать с концертами» Алина Ботановна: «Я готова гастролировать с концертами»

О сложностях в блогерстве, личной жизни, первом треке и творческих планах

Cosmopolitan
12 удивительных и абсолютно научных фактов о малышах 12 удивительных и абсолютно научных фактов о малышах

Они помогут нам лучше понимать наших детей и бережнее их воспитывать

Домашний Очаг
Жесткая посадка: почему угольную отрасль ждут тяжелые времена Жесткая посадка: почему угольную отрасль ждут тяжелые времена

Свыше половины добычи угля в России приходится на экспорт

Forbes
Родители VS учителя: 9 правил конструктивного общения Родители VS учителя: 9 правил конструктивного общения

Психологи настоятельно советуют наладить контакт со школой

Psychologies
На подмостках театра абсурда На подмостках театра абсурда

России важно держаться стратегии, не ущемляющей целей внутреннего развития

Эксперт
Худеем быстро: 10 полезных находок с AliExpress для эффективной тренировки Худеем быстро: 10 полезных находок с AliExpress для эффективной тренировки

10 полезных товаров, которые помогут тебе сделать тренировки легче и эффективнее

Cosmopolitan
Рабы на галерах: члены экипажей суперъяхт рассказали о работе на миллиардеров Рабы на галерах: члены экипажей суперъяхт рассказали о работе на миллиардеров

Экипажи суперъяхт рассказали, из чего состоит их типичный день

Forbes
Открыть в приложении