Все, что вы хотели знать о закулисье великой киносаги

CHIPСобытия

Секреты съемок «Звездных Войн»

Кино — это возможность визуализировать целые вымышленные миры. И вершины мастерства в этом достигли создатели киносаги «Звездные Войны». CHIP расскажет, как они снимались раньше и теперь.

Сейчас в это довольно сложно поверить, но космические корабли в классической трилогии саги Джорджа Лукаса не «летели», а оставались неподвижными — двигались только снимающие их камеры. Тогда это было отправной точкой рождения нового приема в кинематографе, однако и сейчас популярнейшей фантастической франшизе не занимать новаторства в использовании разнообразных визуальных эффектов. Давайте же заглянем на «кухню» съемочных площадок прошлого и будущего, ведь магия от этого не исчезнет, а просто станет понятней.

Тогда: Новаторы во всем!

Сага о космических баталиях, гиперпереходах, мужестве и борьбе со злом стала настолько успешной, что завоевала сердца миллионов людей на всей планете. Свидетельство тому — тонны сувенирной продукции с символикой Star Wars и присутствие персонажей из популярной вселенной в игрушках Lego, рекламных роликах, сериях брендовой одежды и т. д. Не в последнюю очередь эта популярность заслужена завораживающей и динамичной картинкой на экране, показывавшей зрителям совершенно фантастический мир.

Команда Джорджа Лукаса в работе над первым из трех «старых» эпизодов (4, 5 и 6) не только использовала самые передовые разработки в области визуальных эффектов по тем временам, но и создала множество новых и инновационных — ставших эталоном для производителей качественных фантастических лент 80-х и 90-х годов.

Многие сцены из «Новой надежды» и до сих пор не вызывают недоверия — например, кадры, где показывают дом опекунов Люка Скайуокера. Изначально для декораций использовалась самая обыкновенная хижина в одной из тунисских деревень, но едва ли зрители в те времена могли бы это определить. А съемка интерьера этого же дома происходила в эконом-номерах тунисской гостиницы, антураж которой приглянулся Лукасу. Именно поэтому все кадры так реалистичны, а интерьеры лишены «искусственности».

Джедаи сами себе не помогут. Для джедаев настали тяжелые времена. Но одна хрупкая девушка наверняка сможет все исправить, ведь с ней — Сила

Искусство задних планов и фона

Большую часть задних планов «Новой надежды» сняли при помощи так называемого Matte Painting. Суть этого приема состоит в том, что актеры играют свои сцены на монотонном фоне, удобном для монтажа, а художник тщательно воссоздает уменьшенную копию этого бэкграунда, потом кадры совмещаются. Это было хорошим вызовом мастерству художника, ведь органичность сочетания картинки фона и происходящей перед ней сцены всецело зависела от него.

Сейчас на основе этой техники вырос метод хромакеев — бэкграунд создается в компьютерной программе и может как добавить динамичности сцене, так и сделать ее более плавной.

Маски-шоу по-взрослому

Легендарную сцену в картине Мос-Эйсли снимали с использованием масок и грима. Все эти свиньи, сверчки, лягушки — всё было создано умелыми руками мастеров своего дела. Органичности этим сценам добавлял монтаж и искусная операторская работа.

Отдельная история со знаменитыми C-3PO и R2-D2. Поначалу их хотели сделать полноценными механизмами, но это было слишком дорого, и Лукасу пришлось идти на компромисс — создать пластиковые доспехи для C-3PO и контур-ведро для R2-D2. А сыграли их актеры Энтони Дэниелс (C-3PO) и Кенни Бейкер (R2-D2), отлично справившиеся с приданием роботам узнаваемых и поныне характеров.

Кенни Бейкер вспоминает, что из «ведра» тела R2-D2 он не мог выбраться самостоятельно и порой проводил там несколько часов, так как несколько раз персонал съемочной группы просто забывал о нем. Запомнился его золотой костюм и Энтони Дэниелсу, который повредил ногу пластинами своей «золотой брони» в первый же день съемки, настолько хрупким вышел реквизит. А еще он не мог ничего видеть, когда был облачен в свой костюм. Костюм Чубакки был пошит из натуральной шерсти, а сыграл этого персонажа Питер Мейхью, рост которого составлял 221 см. Ему приходилось на съемках тяжелее всех — представьте себе, каково в шерстяном костюме в невыносимой жаре пустыни.

Во время съемок «Новой надежды» использовали также модели из папьемаше и пластика около 30 разных роботов, большинство которых имели дистанционное управление.

Эпоха макетов и копий

Все фантастические ленты тех времен снимались с использованием технологии макетов. Так, город Мос-Эйсли в пустыне создавали с нуля. Декорации для него переправляли из США на самолетах. На возведение города, который органично смотрелся бы в пустыне, ушло более двух месяцев. А знаменитый корабль Хана Соло «Сокол Тысячелетия» был создан в натуральную величину и имел в длину 50 метров, а весил более двадцати тонн. Для него пришлось использовать один из самых больших съемочных павильонов в Англии. Все сцены на корабле снимались внутри этого макета, кроме сцен в рубке управления.

А сцену тряски во время обстрела для большего реализма снимали в отдельно сделанном макете рубки управления. Сам Лукас говорил: «Представьте себе, "Сокол" летит со скоростью света, в него стреляют, а вы это чувствуете, потому что сами стоите с героями на капитанском мостике». Клетку, в которую был помещен макет рубки, трясли вручную.

Краулер, на котором джавы охотились на роботов в пустыне, был сделан на гусеницах и механике экскаватора для карьерных работ. А для съемок крупных планов использовали его миниатюрный макет.

«Звезда Смерти» была и вовсе нарисована по описанной выше технологии Matte Painting. Но для съемки финальной сцены ее атаки пришлось серьезно попотеть и создать детальный макет размером 15 на 15 метров.

Динамичные кадры — новаторство 70-х годов

С помощью миниатюр в те времена создавали объемные и внушительные крупные планы, однако всем им не хватало одного — динамики. Эту-то проблему и решил Джон Дайкстра, глава студии спецэффектов ILM (Industrial Light & Magic), работающей над «Звездными Войнами». Они заставили зрителей пронестись между моделями кораблей и декорациями благодаря особой технологии автоматического управления камерами, которые двигались по заданным траекториям в специальных шахтах по рельсам. Таким образом камера могла совершать по заданной программе самые невероятные пролеты, чего не мог бы сделать человек-оператор. А сами объекты, которые она снимала, оставались неподвижными.

Это изобретение принесло Дайкстре «Оскар» за спецэффекты, а сама технология стала базой для развития жанра и запустила гонку вооружений между студиями, снимающими фантастические блокбастеры.

В следующих частях, «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение джедая», все эти идеи были развиты и дополнены, что позволило еще выше поднять планку, установленную первой снятой Лукасом лентой.

Самое сокровенное. Фильмы не дают ответа на множество вопросов, но многочисленные литературные произведения помогают постичь картину в целом. Самое сокровенное — в дневниках принцессы Леи

Сейчас: Больше. Масштабнее. Глубже. Ярче

Трилогия из первой, второй и третьей частей стала введением в историю мира, о котором мы уже знали из «старых» эпизодов саги. И брать зрителя Джордж Лукас решил именно визуальной составляющей. Во многом этим он сгладил прохладную реакцию армии фанатов на новую часть межзвездных приключений.

Фильм «Атака клонов» сняли на цифровую камеру HDW-F900, разработанную Sony и Panavision и использующую высококачественную 24-кадровую цифровую систему. Сняли бы и «Скрытую угрозу», если бы на тот момент Sony успела выпустить достаточное количество камер. Однако «Атака клонов» стала вторым фильмом, полностью снятым на «цифру» после «Видока». А еще коммерческий успех картины окончательно утвердил мнение, что на цифровые камеры можно и нужно снимать масштабные проекты.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Космические Одиссеи Космические Одиссеи

Русский милиционер и американский двоечник провели на орбите Земли почти год

Esquire
Идея! Идея!

Кататься на лыжах на юге, со­здать себе двойника, одевать­ся зимой по-летнему

Maxim
Субмаринные воды Крыма Субмаринные воды Крыма

Дебет подземных вод Горного Крыма оценивается примерно в 330 млн м3 в год

Наука
Хью Джекман Хью Джекман

Правила жизни Хью Джекмана

Esquire
Летающий автомобиль Атаманова Летающий автомобиль Атаманова

Пятиместный автомобиль, первый полет которого планируется уже в сентябре

Популярная механика
100 самых сексуальных женщин страны 2017 100 самых сексуальных женщин страны 2017

Узри достойнейшую! Всех прочих, к слову, тоже!

Maxim
«Лучше бы ударили!» «Лучше бы ударили!»

Как эмоциональное или вербальное давление влияют на детскую психику

Psychologies
Высокие отношения Высокие отношения

Где кататься зимой?

Добрые советы
Звездный билет Звездный билет

Человечество опять мечтает о Луне, куда переместятся автомобильные гонки

Quattroruote
Особенности спорта в зимний период Особенности спорта в зимний период

Физическая активность в холодное время даже важнее и полезнее, чем в теплое

Psychologies
“Я развелась, чтобы служить своему счастью” “Я развелась, чтобы служить своему счастью”

Она вышла замуж по любви, родила 11 детей и развелась

Psychologies
Intel против AMD: ПК на любой бюджет Intel против AMD: ПК на любой бюджет

На каком ЦП лучше собрать нужную именно вам систему

CHIP
Сюрпризы от Клериссо Сюрпризы от Клериссо

Рисунки французского художника начала XIX века Шарля Луи Клериссо

Дилетант
Стороны Света Стороны Света

Отель месяца, Южный полюс, Майами, Рим

Tatler
Под крышей дома своего Под крышей дома своего

Старинный дом Клаудии Шиффер и Мэтью Вона в сельской Англии

Vogue
Выходи из комнаты Выходи из комнаты

Соверши гриль-вечеринку

Playboy
Зима надежды нашей Зима надежды нашей

У сборной России — великие планы и новая форма

Vogue
Мама, я толстая… Мама, я толстая…

Что делать, если твой ребенок полный? Как помочь ему сбросить лишний вес

Лиза
Правила отцовского клуба Правила отцовского клуба

О том, как быть отцом тройни

GQ
Кафе, корпоратив и домашние застолья Кафе, корпоратив и домашние застолья

Как не набрать вес в праздники?

Домашний Очаг
Виноваты звезды? Виноваты звезды?

С некоторыми людьми мы дружим не потому, что они нам симпатичны

Cosmopolitan
Свое, родное Свое, родное

Рецепты русской кухни

9 месяцев
Код доступа Код доступа

Отель в Швейцарии, где можно передохнуть

Tatler
Балерина vs ЦК Балерина vs ЦК

Матильда Кшесинская оставила о себе память и в судебных архивах

Дилетант
Лучший из лучших Лучший из лучших

Джордж Клуни обладает многими качествами, которые хотели бы иметь другие

Playboy
В долине мечтателей В долине мечтателей

Лидеры Кремниевой долины предлагают революционные идеи

CHIP
После Бала После Бала

Полный отчет о главном светском событии Москвы

Tatler
Чего хочет женщина? Чего хочет женщина?

Наши прекрасные эксперты отвечают на весьма сокровенные вопросы

Playboy
Париться правильно! Париться правильно!

Тепло, вода, пар, запахи трав… Зимой это особенно соблазнительно

Psychologies
Реально ли планировать время в большом городе? Реально ли планировать время в большом городе?

Учащенное сердцебиение, то жар, то холод, несмолкающий рой мыслей в голове: «Почему ты не могла выйти на 10 минут пораньше?!», «Ну как так можно?», «Боже, как стыдно!..» Именно так многие из нас чувствуют себя при опозданиях. Можно ли предотвратить такие ситуации? Как научиться трезво оценивать свой список задач и успевать намного больше?

Psychologies
Открыть в приложении