Готовы жить вечно?
Генная инженерия, нанороботы и искусственный интеллект — своими революционными идеями технологические концерны отменяют действие законов биологии. Их цель — бессмертие.
Рэймонду Курцвейлу нужно продержаться еще пару десятков лет. Американец хочет стать бессмертным. По его оценке в 2040-х годах люди смогут технически усовершенствовать себя, расширить и воспроизвести дух и тело. Времени Курцвейлу может и не хватить: он родился 12 февраля 1968 года. Однако у руководителя технических разработок Google припрятана еще пара козырей или, другими словами, «пара пилюль в банке». Каждый день он глотает сотню таблеток с такими активными веществами, как лютеин, глутатион и коэнзим Q10, чтобы защитить свои клетки от свободных радикалов. Раньше Курцвейл принимал 250 таблеток в день.
Все больше молодости в меньшем количестве таблеток? По словам Маттиаса Платцера, врача из Института исследования старения имени Лейбница (Института имени Фрица Липмана) в Йене, не все так просто: «На данный момент нет способа остановить биологическое старение. Единственным методом, который приходит мне в голову, мог бы стать сон в замороженном состоянии, однако я не могу действительно рекомендовать его своему коллеге, поскольку нет гарантий, что можно будет снова проснуться».
Тем не менее у Курцвейла есть хороший шанс на то, что он дотянет хотя бы до бета-фазы его «Человечества 2.0». Ведь средняя продолжительность жизни в богатом обществе сейчас растет на два-три месяца в год. Это, в первую очередь, объясняется улучшенными условиями жизни — например, прогрессом в области медицины, гигиены и питания. Однако максимальный возраст не увеличивается. В истории сотворения мира в Ветхом Завете обозначена цифра, которая действительна и по сей день: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет». Так, единственно известной долгожительницей, официально достигшей 120-летнего возраста, является француженка Жанна Луиза Кальман, родившаяся в 1875-м и скончавшаяся в 1997 году.
Рекомендации по питанию не относятся к первоочередным занятиям Маттиаса Платцера. 61-летний ученый вместе с небольшой группой коллег занимается в Йене исследованием ДНК, определяющей структуру всех живых организмов. Цель группы состоит в следующем: они хотят выяснить, как гены управляют процессом старения. Генная инженерия за последние двадцать лет совершила феноменальный скачок, но при этом ученые находятся лишь в начале пути.
Курцвейл полагает, что первая половина столетия будет отмечена тремя связанными друг с другом революциями: искусственного интеллекта (ИИ), наноробототехники и генетики. Этот технологический «триумвират» будет вмешиваться в биологические процессы и сделает возможным слияние человека и машины. В итоге эта гармония должна привести ни к чему иному, как к бессмертию. Курцвейл исходит из того, что развитие по всем трем отраслям идет в геометрической прогрессии, что определенно подтверждается успехами в работе над искусственным интеллектом и нанороботами. А как же обстоят дела в генетике?
В 1990 году политики и исследовательские учреждения США дали старт проекту по изучению человеческого генома. Его амбициозная цель была обозначена как установление последовательности генома до 2005 года, то есть идентификация последовательности пар оснований ДНК на отдельных хромосомах. Генетика: исходный код биологии ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) сохраняет наследственную информацию и является исходным пунктом в исследовании биологических процессов, к которым относятся и такие заболевания, как рак. Более тысячи ученых из 40 стран присоединились к этому гигантскому проекту — хотя отчасти весьма нерешительно. Многие исследователи считали проект бесперспективным, другие предсказывали, что 15 лет будет недостаточно.
Генетика: исходный код биологии
ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) сохраняет наследственную информацию и является исходным пунктом в исследовании биологических процессов, к которым относятся и такие заболевания, как рак. Более тысячи ученых из 40 стран присоединились к этому гигантскому проекту — хотя отчасти весьма нерешительно. Многие исследователи считали проект бесперспективным, другие предсказывали, что 15 лет будет недостаточно.
И казалось, что скептики правы: через год была определена последовательность лишь нескольких десятитысячных долей. Ощущение краха витало в воздухе, план расценивался как невыполнимый. Итоги работы к середине намеченного срока в 1998 году на первый взгляд представлялись такими же скромными: около трех процентов. Но специалисты давно знали, какая динамика в исследованиях ДНК должна была сложиться благодаря новым инструментам установления последовательности, и три процента соответствовали росту до 100 в течение семи лет. В 2001 году, всего лишь тремя годами позднее, значительная часть генома была расшифрована. Исследователи перевели структуру ДНК в начальные буквы ее основных компонентов: аденина, тимина, гуанина и цитозина. У них в руках был код человеческой жизни. Весь проект обошелся в $2,7 млрд. В начале 2000-х годов стоимость определения полной последовательности оценивалась в $100 млн, а сегодня она составляет всего лишь около $1000.
Проект расшифровки человеческого генома стал вехой в биологии, химии и даже информатике. Чтобы иметь возможность использования данных в исследованиях старения или в медицинских целях, следующим шагом должно стать определение идентичности, положения и поведения каждого отдельного гена.
Буквенный эликсир жизни
Маттиас Платцер из Института имени Фрица Липмана участвовал в работе команды, занимавшейся расшифровкой генома человека. Часто употребляемый в качестве синонима термин «декодирование» он считает неправильным: «Благодаря определению последовательности нам известна очередность четырех нуклеотидов в хромосомах. Комбинация этих четырех генных литер теперь представлена в виде текста длиной в 3,2 миллиарда знаков. Но генетика — это не наука о текстах, а наука о том, как из этого получается совокупность всех биологических признаков организма». В качестве дальнейшего этапа на пути к пониманию большого целого следует генетическая коррекция, манипуляции или перемещение генов. Особенно эффективным инструментом здесь стал CRISPR/Cas — молекулярно-биологический метод, разработанный в 2012 году. С его помощью можно быстро и без особенно больших затрат добавлять, удалять и заменять отдельные компоненты ДНК. CRISPR/Cas — это дальнейшая революция в генетике, в которой рекорды стали повседневностью.