Чем важен Жан-Поль Бельмондо и как его фильмы показывали в СССР
6 сентября 2021 скончался любимец и женщин, и мужчин, и даже кинокритиков. MAXIM вспоминает, каким извилистым был путь Бельмондо к нашим глазам и сердцам.
В самом начале статьи хотим раскрыть тебе жуткую интригу. Два самых знаменитых кинофильма с Бельмондо — «На последнем дыхании» и «Профессионал» — так и не вышли в советский прокат. Только после перестройки. Поэтому наш взрослый зритель Бельмондо воспринимает слегка не так, как остальная планета.
В 1960 году весь мир был занят тем, чем уже давно не занимался — наперебой обсуждал новый французский фильм. Ты и сам догадался, что речь шла про À bout de souffle («На последнем дыхании»). Рваный, дерзкий и стремительный первопроходец «французской новой волны». Если ты его не видел, бросай читать, просто иди и смотри. Потом вместе обсудим.
В Советском Союзе, несмотря на длительные и по-настоящему прочные культурные связи с Францией, фильм Годара с Трюффо высокомерно проигнорировали. Ибо и снят он был не по правилам, и заряд в себе нес асоциальный.
Более 15 лет ушли на реабилитацию Бельмондо перед советскими киночиновниками.
Бельмондо снимался бесконечно много — от двух до пяти фильмов в год. К 1970-м годам он уже не фестивальный феномен, который снимается у Годара и Де Сика, а супермен большого экрана. Супермен по-французски.
Типичный некрасивый парень-сосед, который в нетипичных обстоятельствах может и из пистолета пальнуть, и поцеловать на скорости 200 километров в час, и хорошенько рассмешить.
И вот тут произошел важный для сознания советского зрителя фокус. Дело в том, что 1973 году Жан-Поль Бельмондо снялся в авантюрной кинокомедии «Великолепный». Где изобразил потешного неудачника-писателя, у которого мир играет красками только в его воображении, мысленно он самый матерый шпион-суперагент на планете.