Борьба, тюрьма, 8 Марта: какой была жизнь Клары Цеткин
Стереотипный образ Клары Цеткин — седовласая партийная функционерка, подруга Ленина, женщина, придумавшая 8 Марта. Однако в ее жизни была эмиграция, тюрьма, большая любовь, много работы и размышления о том, как дать женщинам свободу выбора, не требуя взамен отказаться от всего, что им дорого и привычно
Общепринятый образ Клары Цеткин являет собой, пожалуй, один из самых расхожих стереотипов, какие когда-либо создавало народное мнение. «Женщина, придумавшая 8 Марта», представляется унылым «синим чулком», скучной моралисткой, посвятившей жизнь партийным собраниям и заседаниям.
Между тем реальная «дикая Клара», как называли ее современники за эмоциональность, непримиримость и способность к отчаянным поступкам, представляла собой полную противоположность сложившемуся типажу. Будучи натурой яркой, решительной и увлекающейся, она проявляла отчаянную безоглядность не только в революционной борьбе, но и в личной жизни.
Даже фамилию Цеткин она взяла исключительно по собственной воле. Встретив в 20-летнем возрасте революционера-эмигранта из Одессы Осипа Цеткина, покинувшего Российскую империю из-за преследования царской властью, она стала его гражданской женой. Несмотря на то что они прожили вместе более 10 лет, официальный брак между ними так и не был заключен — и не только потому, что Клара в те годы была сторонницей свободных отношений, но прежде всего из-за бюрократических сложностей, связанных с гражданством Осипа. Тем не менее Клара стала называть себя Цеткин — потому что сама так решила.
«Я не буду вас защищать!»
Клара Айснер родилась в саксонском селе Кенигсхайн-Видерау в семье сельского учителя в 1857 году. Девочке суждено было стать преподавателем: родители отдали ее учиться в лейпцигскую педагогическую семинарию Августы Шмидт, одну из лучших в Германии, которую она закончила с блеском и сразу стала очень востребована в качестве домашней учительницы в домах обеспеченных бюргеров.
Однако следовать предначертанному пути было не в характере девушки. Вдобавок Лейпциг был центром рабочего движения. Здесь можно было увидеть Вильгельма Либкнехта, а также Августа Бебеля, чья книга «Женщина и социализм» (1878) пользовалась особенной популярностью среди студенток.
Еще во время учебы знакомство со сторонниками революционных идей, и в первую очередь с Осипом, заразило Клару социал-демократическими настроениями. Она не скрывала этого от своих добропорядочных нанимателей. Поначалу просто делилась своими взглядами с прислугой — такое хозяин дома, в котором она жила в качестве гувернантки, еще терпел. Но однажды, пишет биограф Ханна Ильберг, случилось непоправимое: Клара узнала, что хозяин, владелец фабрики, выгнал искалеченного рабочего, пришедшего просить о денежной помощи. Разгневанная девушка заявила своему работодателю в лицо: «Теперь я знаю, что вы из себя представляете! И обещаю, что не буду вас защищать, когда народ восстанет и захочет повесить вас на фонаре. А это случится совсем скоро!»
Разумеется, эта выходка вызвала большой скандал и не только лишила ее места, но и поставила крест на дальнейшей педагогической карьере. Но даже отдавшись партийной работе, Клара по сути своей оставалась педагогом, рассматривая партию в том числе и как образовательный орган для рабочих.
В 1880 году за социалистическую деятельность Осипа депортировали из Германии. Кларе пришлось покинуть родину немногим позже, после того как в стране был введен «Исключительный закон против социалистов». Она приехала к Осипу, обосновавшемуся на съемной квартире в Париже, в 1882 году.