Борьба с эпидемией: какая инфекция губит кофе и что будет дальше
Поражающий кофейные деревья грибок уже уничтожил плодоносные плантации во многих странах мира и продолжает атаковать оставшиеся. Несмотря на все усилия, ученые до сих пор не могут остановить глобальное распространение паразитической инфекции, которую так и зовут – «опустошительницей».
Чай вместо кофе
Кофейное дерево происходит из Африки, и первыми употреблять его плоды начали жители Эфиопии. Из молотых зерен приготовляли нечто вроде лепешек, которые употребляли караванщики в долгом пути. Считается, что отвар первоначально использовался исключительно в ритуальных и, возможно, медицинских целях, однако выраженный бодрящий эффект сделал напиток популярным и в обычных обстоятельствах. К началу XVI века кофе распространился в обширной тогда Османской империи и проник в Европу.
Нидерладнские торговцы быстро разглядели в нем большой коммерческий потенциал и устроили плантации африканского растения на Цейлоне, Яве, Суматре, наладив поставки в европейские страны. Пару веков спустя крупные города по всему континенту уже были полны кофейнями, и острова Юго-Западной Азии, уже перешедшие под власть Великобритании, сделались крупнейшими в мире производителями кофе. К началу 1870-х только с Суматры их экспортировалось около 45 тысяч тонн ежегодно, – и тогда же местные плантаторы стали сообщать о появлении убийственной болезни растений.
Первыми забили тревогу колонисты Цейлона (ныне – Шри-Ланка), давшие напасти прозвище «Эмили-Опустошительница» (Devastating Emily). Вскоре британский биолог Реверенд Беркли (Reverend Berkeley) установил, что инфекция вызывается паразитическим грибком и дал ему то же название, но по-латыни – Hemileia vastatrix. Замечание об опустошении оказалось пророческим: уже к 1879 году кофейное производство на Цейлоне пострадало настолько, что колониальные власти призвали ученых из метрополии, чтобы исследовать эту напасть и найти средства борьбы с ней.
За работу взялся будущий крупный ботаник и фитопатолог Гарри Уорд (Harry Ward), который прибыл на остров в 1880 году и по итогам своих экспериментов предложил использовать для борьбы с грибком фунгицидную известково-сернистую смесь. Однако было уже поздно: остановить эпидемию не удалось, и к 1890 году производство кофе на Цейлоне было уничтожено. В довершение всех бед грибок проник на Яву, в Индию и на Суматру, погубив и их обширные кофейные плантации. Тогда и было принято историческое решение перейти к выращиванию чая, и с тех пор эти острова известны именно чайными плантациями. А центром глобального производства кофе сделались страны Южной Америки, пока еще свободной от болезни.
Ржавая болезнь
Надо сказать, что первое описание болезни было сделано в 1861 году, когда британские натуралисты заметили поражение у кофейных деревьев, которые росли в окрестностях африканского озера Виктория. Впоследствии Реверенд Беркли установил, что Hemileia vastatrix относится к группе пукциниевых (ржавчинных) грибов, в которой на сегодня известно почти 8000 видов, выступающих паразитами растений. «Опустошительница» – высоко специализированный паразит, поражающий лишь представителей рода Coffea, включая арабику (Coffea arabica) и робусту (Coffea canephora).