Борат был не прав: как Казахстан всего за 10 лет стал важной точкой на международной музыкальной карте
«Казахстан — это место моей энергии, место моей силы. Я не знаю почему, но когда я приезжаю туда, у меня открывается поток вдохновения и я пишу», — рассказывала в интервью Esquire певица Dequine, которую называют главным открытием русскоязычной поп-музыки 2020 года. Девушка входит в целую плеяду сильных, самобытных, ярких артистов, которых Казахстан подарил миру за последние десять лет. По просьбе Esquire и сервиса «Яндекс.Музыка», который в этом году отмечает десятый день рождения, создатель музыкального проекта «Тихое место» Александр Куликовский рассказывает, как так получилось.
Новые регионы, новые страны
Начало 2010-х в поп-культуре вообще и в музыке в частности запомнилось плавным переключением внимания людей с телевидения на интернет. Это стало отправной точкой для многих индустрий и, конечно, в первую очередь для направлений творческих. Буквально на наших глазах за одно десятилетие родилась совершенно новая поп-культура. В ней на первый план вышла индивидуальность и непохожесть творца на всех остальных, независимо от того, есть ли у него протекция, стоит ли за ним серьезный продюсерский центр или же он совсем один.
Это привело в том числе к тому, что в российской музыкальной индустрии начался региональный всплеск — возможность заявить о себе миру появилась буквально у каждого, а не только у зажиточных Москвы и Петербурга. Так русскоязычная музыка зазвучала приятным многоголосьем, причем запросто считывалась разница между музыкой из Уфы и сценой Владикавказа: Boulevard Depo с другими уфимцами ориентировались на передовое звучание клауда, а вот Miyagi и Эндшпиль копали ближе к южному саунду.
Но если смотреть на вещи шире, чем простираются геополитические границы России, то можно было заметить, как ярко начали выделяться украинская и белорусская сцены. В Беларуси запустили свою карьеру ЛСП и Макс Корж, а в Украине гремели Иван Дорн, «Время и Стекло» и Дмитрий Монатик — и, конечно, главная русскоязычная поп-дива украинского происхождения Светлана Лобода. Это не начинающие артисты, а полностью сформировавшиеся звезды, что свидетельствует о высоком темпе развития рынка.
Середина 2010-х и вовсе стала определяющей для судьбы русскоязычной музыки, поставив местную индустрию на рельсы, созданные исключительно для скоростных рейсов. Такой резкий подъем случился из-за двух факторов: постепенного наращивания влияния стриминговых платформ в нашем регионе и выхода ряда тепло принятых альбомов осенью 2015 года с тройкой, ознаменовавшей так называемый «переворот игры» в русскоязычном рэпе. Речь, разумеется, об ATL с «Марабу», об Оксимироне со знаменитым «Горгородом» и о Скриптоните с его большим дебютником.
Из этой троицы самую большую цепную реакцию запустил Скриптонит, став живым символом Казахстана в новой вехе развития индустрии. Представить себе подведение итогов, связанное с казахстанской сценой, которое бы начиналось с упоминания какого-то другого артиста, просто невозможно.
Почему Казахстан
Казахстан всегда был плодовитым регионом в контексте культурного развития, но в местном хип-хопе (как и в других жанрах) всегда ощущалась нехватка имен, способных вывести ДНК своей культуры за пределы страны, при этом сохранив идентичность и свойственный ей колорит. Но возрастающая популярность стриминговых сервисов вроде «Яндекс.Музыки» в России, Украине, Казахстане и Беларуси и существующая сплоченность огромной базы слушателей из числа пользователей «ВКонтакте» в середине прошлой декады помогли возвести мосты между четырьмя очень разными рынками.
В 2009 году была основана группа Da Gudda Jazz, предложившая русскоязычному слушателю интересный взгляд на хип-хоп с агрессивной регги-подачей и живыми битами. Da Gudda Jazz нашли свою аудиторию и за пределами Казахстана, но шли годы, а их звучание практически не менялось — подающие надежду новички не стали миссионерами локальной культуры. Примерно в это же время зародилось объединение JILLZ (сейчас Jillzay), которое Скриптонит основал вместе со своими друзьями, превратившимися сегодня в артистов с миллионами прослушиваний на стриминговых площадках от «Яндекс.Музыки» и Spotify до YouTube и «ВКонтакте».
Скриптонит выделялся среди остальных одержимостью саундом — потому его музыка производила впечатление и на тех, кто знал толк в хорошем звучании, и на тех, кто лишь впервые сталкивался с настолько стильными треками на русском языке. После успеха сингла VBVVCTND творчеством Адиля заинтересовались в Gazgolder, предложив ему контракт, от которого не хотелось отказываться. Дальше последовал «Дом с нормальными явлениями» — альбом-событие, ставший самым большим шагом вперед в истории отечественного хип-хоп-продакшена. Трек-лист «ДСНЯ» кочует от блюзового звучания к ортодоксальному рэпу и не стесняется переключаться на медленные баллады на противоречащие маскулинному жанру темы — например, о любви. Пластинка получила максимально теплый прием со стороны слушателей, и, казалось бы, все, история закончена.
Captown: «Скрип продвинул индустрию, и вот — все захотели повторить за ним. Ну, и как мы можем наблюдать, действительно у многих казахстанских исполнителей получается удивлять. В Казахстане, среди молодежи есть одна малоприятная черта... Пока артист не получит признания в России, он не нужен дома. Его хейтят, пишут о нем не самые лучшие комментарии в соцсетях, а как только есть какое-то признание в России — артиста носят на руках! Скриптонит показал всем уровень».
Но Адиль намертво вцепился когтями в свои корни, приложив немало усилий, чтобы вытащить на большую сцену своих ребят, с которыми он с самого начала желал осуществить задумку по созданию своего лейбла (и у него получилось, но об этом позже). Ключевая задача — дать пацанам площадку для высказывания и заинтересовать в их творчестве новых слушателей. Для этого Скриптонит начал записывать с ними регулярные совместные треки, помогать им с продюсированием и в целом активно продвигать их с помощью всех имеющихся ресурсов. Ярче всего удалось 104 и Truwer, которые выступали дуэтом под биты Адиля, а позже стали выпускать сольные синглы.