Болезнь и смерть телевизора. Как новые привычки зрителя ведут к переделу рынка
Российские телеканалы рано или поздно будут вынуждены менять свои бизнес-модели из-за изменившихся зрительских привычек и предпочтений. Но найдется ли им место на новом рынке?
Предыдущий год ознаменовался переломом в борьбе между традиционным ТВ и интернетом. Если раньше объем рекламы в интернете опережал ТВ лишь в отдельных кварталах, то в 2018-м — по итогам всего года. Это подтверждение того факта, что у людей поменялась модель телесмотрения. Повлиявших факторов много — это и проникновение интернета, и рост его скорости, и появление онлайн-кинотеатров и сервисов, вроде Netflix и Apple TV, и распространение смартфонов, планшетов, ноутбуков и телевизоров со Smart TV. Может ли традиционное телевидение сопротивляться изменениям или отхватить кусок нового рынка?
Из телевизора в сеть
Аудитория YouTube-канала изгнанного в свое время с телевидения Леонида Парфенова составляет 687 000 подписчиков, а его видео, в том числе воскрешенной программы «Намедни», набирают сотни тысяч просмотров. Примеров, когда журналисты используют YouTube в качестве основной площадки, много. У Ксении Собчак более 1 млн подписчиков. Василий Уткин (329 000 подписчиков) реанимировал «Футбольный клуб», который он начинал делать на ТВ еще в 1990-х. Алексей Пивоваров с командой делает канал «Редакция» (638 000 подписчиков). Про Юрия Дудя можно и не упоминать. К этому следует добавить и YouTube-проекты стендап-комиков, которые успешно конкурируют с телевизионными юмористическими шоу.
В последние годы в YouTube стало на порядок больше качественного контента, который пользователь может смотреть не по расписанию, а в удобное для себя время и на любой платформе — от Smart TV до смартфона. По данным недавнего отчета ВЦИОМ, YouTube смотрят 58% россиян. А если взять сегмент в возрасте 18-34 года, то таких людей и вовсе 88-90%.
Чем отвечают телеканалы? Крупнейшие российские телеканалы присутствуют на YouTube довольно давно — с 2013 года. Сейчас у «России 24» на YouTube больше 3,5 млн подписчиков, у «Россия 1» — почти 2 млн, у «Первого» — 3,8 млн, у НТВ — больше 7 млн. Проблема в том, что телеканалы используют свои каналы для ретрансляции видео, показанных по ТВ, и порой выгружают десятки роликов за день. Как итог, многие из них порой не набирают и десятка тысяч просмотров.