Битва за молодежь: почему в России увеличивают расходы на патриотическое воспитание
Новые поколения россиян сосредоточены на ценностях частной жизни и не готовы к патриотической мобилизации, к которой призывает власть. В качестве решения проблемы чиновники предлагают увеличение финансирования разного рода пропагандистских проектов, охватывающих не только молодежь, но и детей начиная с дошкольного возраста. Политолог Алексей Макаркин считает, что у такой политики есть шансы на успех.
В 2024 году на реализацию федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» планируется направить из бюджета 45,85 млрд рублей. За последние два года расходы на этом направлении увеличились в разы: в бюджет 2022 года изначально закладывалось 4,9 млрд рублей. Сейчас же предполагается поддерживать не только недавно созданное «Движение первых», претендующее на роль современного аналога пионерской организации, но и программу «Орлята России» для начальной школы — в советское время в этом возрасте детей принимали в октябрята. «Юнармию», которой также выделяются средства, можно с известной долей условности сравнить с военно-спортивными играми «Зарница» (для пионеров) и «Орленок» (для комсомольцев). С той разницей, что «Юнармия» является самостоятельной структурой, действующей на постоянной основе, тогда как советские игры проходили под руководством пионерской и комсомольской организаций, хотя и с собственными штабами, которые возглавляли заслуженные военачальники.
Ставка на патриотизм
В мою бытность пионером «Зарницей» командовал знаменитый танкист Иосиф Гусаковский. Мы тогда, конечно, не знали, что в 1937 году он был исключен из партии, а затем уволен из армии, куда смог вернуться только перед самой войной, которую начал старшим лейтенантом и закончил полковником. Но публиковавшийся в «Пионерской правде» портрет генерала армии с двумя геройскими звездами был весьма внушительным и вызывал уважение.
Я не случайно вспомнил о «Зарнице». Дело в том, что цепочка «октябрята-пионеры-комсомольцы» была основана на коммунистической идеологии, символом которой были портреты Ленина на значках этих организаций. В документах «Зарницы», конечно, были привычные идеологические формулировки, но главной составляющей был патриотизм с апелляцией к опыту Великой Отечественной войны. Сейчас коммунистическая идеология не актуальна, а патриотизм вышел на первый план, став политической рамкой для молодежных инициатив.
Ставка на патриотизм неудивительна. Проведенный в декабре 2022 года опрос ВЦИОМ показал, что топ-3 жизненных ориентиров российской молодежи на сегодняшний день — это высокий уровень благополучия (58%), желание жить спокойно, работая и заботясь о семье (54%), и — с большим отрывом — возможность приносить пользу своему народу, обществу, активно участвуя в общественной и политической жизни (26%). Причем формулировка о пользе может быть отнесена и к убежденным лоялистам, и к активным оппозиционерам — каждый из них может под ней подписаться. Таким образом, для молодежи на первом месте стоят ценности частной жизни, которые в советское время относили к мещанству.