Бить или не бить: как снимают постановочные драки в кино
Конечно, бой на киноэкране – это не настоящий бой. Однако не спешите снисходительно улыбаться. Постановочный бой – это целая наука, а в хорошей экранной драке и удары реальные, и ненависть к врагу хлещет через край, и даже кровь бывает настоящей...
Специалисты знают, что эффект и зрелищность боевых сцен в кино наполовину, а может быть, даже больше зависит от человека, который ассистирует актеру в его стремлении изобразить непобедимого героя. Эту роль чаще всего исполняют каскадеры, хотя бывает, что актеры берут на себя смелость обходиться без дублеров.
В чем состоит секрет каскадера или ассистента в постановочных боях? Во-первых, независимо от того, коснулась «киношная атака» цели или нет, каскадер должен обязательно «отыграть» реакцию получения удара. Это может быть резкое отдергивание головы, да так, чтобы зритель поверил: так дали по уху, что «искры полетели из глаз». Либо нужно согнуться пополам от атаки в живот, когда чудо-герой боевика лягнул супостата сокрушительным ударом ноги. А порой бывает необходимо отпрыгнуть, отлететь и грохнуться на пол, чтобы продемонстрировать неимоверную мощь атаки.
Работа каскадера предполагает полноценную актерскую игру. Согласитесь, отлететь от удара на несколько метров, когда главный герой сверкает ужасом в глазах, и при этом весело ухмыляться (так бывает), зная о том, что на спине защита, позади страхующие маты, — это непрофессионально. Нужно показать зрителю, что тебе действительно больно.
Взгляд из-под ботинка
Самое главное, что отличает постановку боевых сцен в кино от реального поединка на улице или в спортивном зале, — это отрепетированность действий. Импровизировать здесь нельзя. В сценической драке все заранее распланировано и учтено, актеры и каскадеры знают, кто и что будет делать, кто и куда будет падать или лететь. Причем все эти последовательности действий должны быть так надежно отработаны, чтобы можно было свободно передавать эмоциональную картину боя. Иначе в первом же дубле актер получит травму, и тогда «кина уже не будет».
Чтобы драка в фильме получилась и выглядела убедительно, боевые сцены нужно снимать с определенных ракурсов. Специалисты по постановке рукопашных схваток в кино знают: для каждого удара или приема существуют точки съемки, с которых видно, что атака не коснулась человека, и, напротив, есть ракурсы, благодаря которым зритель получит полное удовольствие от «мордобойного» искусства.
Представьте себе, что один актер «бьет» другого по лицу широким, размашистым движением кулака. Если снимать это действие в профиль, будет видно, что удар не коснулся человека и «побиваемый» актер сам отдернул голову. Но если камера снимает это движение со спины атакуемого человека и актер профессионально отыграет реакцию получения удара, то у зрителя создается полное ощущение настоящей, реальной атаки.