Без права налево: как на Руси следили наказывали неверных жен и «гулящих» девиц
Древние славяне отличались свободными нравами: секс они считали богоугодным делом. Мужчины символически оплодотворяли землю во время посева, женщины задирали юбки и показывали «срамное место» небу, чтобы вызвать дождь, обильный урожай «кастовали» при помощи обряда перекатывания парочки по полю, и нередко символический половой акт заменял настоящий. Но христианизация поменяла жизнь людей: девственность стала почитаемой добродетелью.
За нравственностью на Руси следили: само слово «невеста» означало «неведомая», «неизвестная». После христианизации сохранение целомудрия почиталось «святым делом», вот только не каждая женщина «блюла себя». Что же случалось с теми, кто терял девственность или изменял мужу?
Полная мудрость
Православие принесло новые нормы: теперь плотские желания стали считаться происками Сатаны, а сохранение целомудрия — «полной мудрости» — обязанностью каждой женщины. Появились даже святые, способные на непорочное зачатие: например, согласно житию Дмитрия Донского и его супруги Авдотьи — вполне реальных исторических персон, пара обходилась без постельных утех, но это не помешало им обзавестись многочисленными детьми.
Ценилась девственность не только среди аристократов, но и в русской деревне. Как мы уже отметили, «невеста» означало «неведомая» или «неизвестная», иными словами — нетронутая. В селах был широко распространен обычай «посада»: перед браком девушка была обязана сесть на священное место, но не смела делать этого, если уже «обесчестила» себя. Утратившие невинность боялись выполнить ритуал: из уст в уста передавались сказания о том, что случалось с нарушившими правила. Конец, как правило, во всех историях был плачевен: если не поразила молния, так с неба спустился разгневанный ангел и обратил негодницу в змею.
Если в первую брачную ночь выяснялось, что невеста «нечиста», то брак мог быть и расторгнут. В некоторых уголках России такой невесте на шею надевали хомут — это был одновременно и знак позора, и символ женских половых органов. Случалось и так, что хомутом «награждали» и остальных причастных — родителей безнравственной девицы и сваху. Формально блюсти целомудрие был обязан и жених, однако на поведение парней смотрели сквозь пальцы, да и проверить выполнение правил, когда речь заходила о мужчинах, было невозможно.