Игры — не только развлечение. 6 ключевых принципов создания образовательных игровых проектов
Игра — это то, что всегда интересно, увлекательно и помогает учащемуся раскрепоститься. Использование игр на уроке положительно сказывается на учебном процессе, что доказано многими исследованиями. Об игровых инструментах в обучении рассказывает Владимир Кольцов, ведущий геймдизайнер образовательной онлайн-платформы Учи.ру.
Игровые технологии, не вызывая стресса, способствуют появлению эмоциональной вовлеченности. В таком состоянии учащиеся могут почувствовать себя более уверенно, готовыми воспринимать что-то новое, а значит и выдавать лучшие результаты. Игровые формы обучения пробуждают интерес к предмету и позволяют проявить свои таланты.
Это происходит благодаря ряду принципов, лежащих в основе такого обучения.
1Постепенная подача информации
Цель такого принципа — разбивать сложные задания на более простые части. Это способствует лучшему усвоению знаний и сохранению мотивации. Например, в курсе «Космическая печать», обучающем методу слепого набора текста, игра разбита на уровни, которые сгруппированы в шесть больших разделов.
2Понятная, достижимая и желанная цель
Ученику важно осознавать свою конечную цель. Так, в «Космической печати» всегда можно увидеть, на каком этапе обучения (уровне) ты находишься и сколько еще уровней предстоит пройти. Также внутри уровня есть шкала личного прогресса, что мотивирует закончить упражнение и получить награду.
3Постепенное усложнение
Ученик вовлекается в образовательную игру, начиная с простых заданий. Далее сложность постепенно нарастает и поддерживает интерес, в результате чего возникает состояние потока. Если задания слишком простые, они вызывают скуку. Если же сложность слишком высока, это приводит к потере мотивации.
Например, в RPG-игре «Магическая математика» для 3-5 классов сложность адаптируется под действия пользователя: игрок получает задания в соответствии со своими успехами и ошибками. При такой системе ощущение прогресса доставляет удовольствие и поддерживает интерес.
4Мгновенная обратная связь
Игровые формы обучения напрямую связаны с интерактивностью. Если ученик выполняет небольшие задания, то быстрее получает обратную связь. За счет непродолжительных игровых циклов пользователь быстрее анализирует свои действия. Таким образом, сокращается цена ошибки, быстрее срабатывает цикл «действие — обратная связь — действие», а значит и формируется навык.
В «Космической печати» для того чтобы игрок получал мгновенную обратную связь и удовольствие от игры, была создана индикация правильного пальца при каждом новом нажатии. Также нажатия на кнопки сопровождаются характерными звуками.