«Бесценных слов транжир и мот»: путеводитель по художественным мирам Маяковского в иллюстрациях, созданных нейросетью
Внимание к ритму стихотворения, новые способы рифмовки, использование неологизмов — все это отличает поэзию Владимира Маяковского от традиционной лирики. Его произведения говорят выразительными метафорами и гиперболами, создавая в воображении читателя яркие и необычные образы. Теперь такие образы строки Маяковского рождают и в «творчестве» искусственного интеллекта. Используя приложение «Шедеврум» от «Яндекса», мы изобразили «облако в штанах», «флейту водосточных труб», «бабочку поэтиного сердца» и другие строки из стихотворений поэта. Нейросеть «Шедеврума» создает изображения в соответствии с текстовым запросом пользователя, а затем поэтапно увеличивает их разрешение и добавляет детали. К 130-летию Маяковского предлагаем вместе с нами попробовать разобраться в сложном художественном мире поэта на примере знакомых всем произведений — в иллюстрациях.
«Облако в штанах»
Хотя многие привыкли думать, что вся (или почти вся) любовная лирика Маяковского написана для Лили Брик, это не совсем так. Яркий пример — поэма «Облако в штанах», посвященная Марии Денисовой, с которой поэт встретился в 1914 году в Одессе. Пара много времени проводила вместе, но длился роман недолго: Маяковский попытал счастья и сделал предложение руки и сердца, но Денисова ответила отказом. На что Владимир «ответил» поэмой.
Изначально произведение называлось «Тринадцатый апостол», но царская цензура под таким заголовком поэму пропускать не стала. Тем не менее бунтарский дух в тексте остался: главный герой отрицает старое искусство, хвалит и ругает известных исторических личностей и даже восстает против Бога. Виной всему несчастная любовь — по классическому, кстати, сценарию: красивый поэт, окрыленный чувствами, в ожидании возлюбленной. Вдруг она объявляется среди ночи и заявляет, что выходит замуж за другого. Кстати, имя возлюбленной — Мария. И мы уже точно знаем, откуда взялся этот сюжет.
Влюбленный герой поэмы ощущает себя нежным облаком в штанах. А боль от потери чувства описывает так: «И вот, / громадный, / горблюсь в окне, / плавлю лбом стекло окошечное». В исполнении нейросети эта метафора выглядит вполне буквально, а главный герой поэмы (с которым, судя по всему, Маяковский себя отождествляет) похож на красавчика из современных сериалов.
Хоть несчастная любовь и становится отправной точкой для размышлений, текст поэмы, конечно, гораздо глубже. Разделенное на четыре части произведение сам Маяковский называл «катехизисом сегодняшнего искусства». Религиозных мотивов и отсылок к литературе тут и правда достаточно. Вот, например, строчка, с отсылкой на Гете: «Что мне до Фауста, / феерией ракет / скользящего с Мефистофелем в небесном паркете». И кажется, по версии искусственного интеллекта, эти двое хорошо проводят время вместе!