О том, почему самые красивые автомобили выпускали в 1930-х

АвтопилотАвто

Переворот формы

О том, почему самые красивые автомобили выпускали в 1930-х

Никита Розанов, преподаватель дизайна

Никита Розанов родился в 1952 году в городе Москве. Профессор, заведующий кафедрой «Дизайн средств транспорта» МГХПА им. С.Г. Строганова, автор многочисленных книг и публикаций по истории российского и мирового автомобильного дизайна. Окончил Строгановское училище, с 1974 под 1980 год работал дизайнером на АЗЛК («Москвич-2140 SL», «Москвич-415» и другие проекты). Живет в Москве.

В Строгановское училище я попал случайно. Дед отдыхал на теплоходе и рассказал новому знакомому, что внук постоянно рисует машины. А попутчик оказался профессором Николаем Бавструком, заведующим кафедрой тканей в Строгановке: «Это же к нам!» Мне Бавструк посоветовал поступать на кафедру «Художественное конструирование». Слово «дизайн» тогда не использовали. Дизайнер – это фамилия, а не профессия. На кафедре художественного конструирования было два отделения – транспорта и всяких бытовых штук, сейчас это называют промдизайном. Я учился на «транспорте».

Работа студента Строгановского училища Дмитрия Погорелова. В 2012 году еще казалось, что главный автомобиль страны может называться «Руссо-Балтом».

В 1974 году я пришел устраиваться на АЗЛК. Главный конструктор полистал мой диплом и говорит: «Не могу вас принять на работу». У меня все оборвалось. А он продолжает: «У вас одни пятерки по общественным дисциплинам, а у нас оклад молодого специалиста всего 86 рублей. Я вам дам 87 рублей». С премиями выходило до 120–140 рублей. Рабочий на конвейере получал больше.

На АЗЛК мне достался стол Эдуарда Молчанова, который с Борисом Ивановым нарисовал «Москвич-408», лучший по стилистике советский автомобиль, наше осмысление космической темы, наш рокет-стайл. Молчанов только что уволился, и комки его сказочных эскизов были запиханы в ящик стола, фактически их выкинули. Надо было бы забрать для своего архива, но я не мог взять чужое. Теперь жалею.

На АЗЛК Никита Розанов в буквальном смысле занял место Эдуарда Молчанова, одного из создателей 408-го «Москвича». На рисунке ранний вариант этой машины. «Наш рокет-стайл», – с гордостью говорит Розанов.

Забавный случай произошел с Юрием Борисовичем Соловьевым, директором Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики, ВНИИТЭ. В 1973 году в Москву приехал его приятель и коллега известный американский дизайнер Раймонд Лоуи. И спрашивает: «Юра, а как ты собираешься лето проводить? У тебя есть яхта? У меня вот 12-метровая лодка, решаем с женой, куда на ней пойти». А что мог Юрий Борисович? Только если обратиться в местком, попросить, чтобы ему выдали на прокат трехместную байдарку «Салют». Лоуи на деньги Государственного комитета на науке и технике сделал интерьер для «Москвича-2140». Большинство его решений нельзя было воплотить – все упиралось в возможности нашей промышленности. В серии были освоены лишь формованные обивки панелей дверей.

«Москвич-2140 SL», «супер-люкс», придумали мы с Александром Сорокиным, который сейчас возглавляет «Автотор». Надо сказать, что на международные автомобильные салоны мы с ним в те годы не ездили, этим занимались начальники. Они привозили что-то по своему усмотрению. Например, купили французский автомобиль Simca 1307, который лег в основу «Москвича-2141». Заместитель главного конструктора АЗЛК как-то принес под мышкой красивый пластиковый бампер от «Заставы», югославского «Фиата». У нас в КБ стоял 2140-й с макетом интерьера Лоуи, мы в нем иногда отдыхали. И как-то пришла в голову идея – а что, если вместо хромированного бампера поставить пластиковый югославский? Примерили – смотрится отлично. Съездили на рынок в Южный порт, купили у грузин колесные колпаки, изображающие итальянские литые колеса Cromadora. Покрасили их серебрянкой, поставили. Так начался проект.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Закрома Родины Закрома Родины

Альтернативная нереальность АвтоВАЗа

Автопилот
Защита для маленьких Защита для маленьких

Как малый и средний бизнес решает задачу обеспечения информбезопасности

Ведомости
Равнение на «Знамя» Равнение на «Знамя»

Hongqi E HS9 стал чуть ли не первым представителем тяжелого автомобильного люкса

Автопилот
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Как избавиться от фюрера Как избавиться от фюрера

Первый из заговоров антигитлеровского Сопротивления сложился в 1938 году

Дилетант
AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения

AvtoRevizorro раскрыл схему обмана клиентов через благотворительность

РБК
Малыми силами Малыми силами

Автомобильная экзотика: Urban Hopper Twin и Mini Pickup Twin Kipper

Автопилот
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Пинты лиха Пинты лиха

Культура Туманного Альбиона кроется в акцентах — в том числе и музыкальных

Weekend
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
Завтра наступит сегодня Завтра наступит сегодня

Примеряемся к автомобилям из области фантастики

Moodboard
Ничего личного Ничего личного

Как защититься от хейта в Интернете

Лиза
Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе

Самка-меланистка совокупилась с пятнистым самцом в одном из национальных парков

N+1
Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия

Ксенонотерапия: что это за метод, безопасен ли он и насколько полезен в лечении?

Forbes
Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты» Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты»

Группа GORODA стремительно ворвалась на музыкальную сцену, став ярким открытием

ЖАРА Magazine
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар

Проблема кибербезопасности может крыться не в хакерах, а в сотрудниках

Inc.
Как скопировать и вставить таблицу в Экселе Как скопировать и вставить таблицу в Экселе

Как скопировать таблицу в Эксель так, чтобы все осталось на своих местах

CHIP
Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП

Кто такая Мэри Уорд и как она связана с первым в мире ДТП

ТехИнсайдер
Москва слезам не верит Москва слезам не верит

Актриса Марина Александрова — о сериалах, театре и work-life балансе

Moodboard
Другая история Другая история

Человеческому терпению нет предела, но это явно не тот случай!

Знание – сила
Отели Отели

Отели, которым нет равных, для самых взыскательных гостей

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Спящий режим и гибернация – в чем разница? Спящий режим и гибернация – в чем разница?

Чем сон ПК отличается от гибернации? Разбираем два режима экономии энергии

CHIP
Инвестиции в эпоху снижения ставок: где искать прибыль Инвестиции в эпоху снижения ставок: где искать прибыль

О том, идет ли переток депозитов в инструменты фондового рынка

Деньги
«Настало время для возрождения малых городов» «Настало время для возрождения малых городов»

С чего начинается экономическое возрождение регионов России

Деньги
«Розовый. История цвета» «Розовый. История цвета»

Как розовый цвет получали в Средневековье

N+1
Мерзлота не вечная: прошлое и настоящее Мерзлота не вечная: прошлое и настоящее

Чем может угрожать таяние вечной мерзлоты, к каким последствиям это приведет?

Знание – сила
Уплотнение экономического пространства Уплотнение экономического пространства

Почему нужно ускорять транспортное сообщение с Сибирью и Дальним Востоком

Деньги
Литературное путешествие: 5 книг, где действие разворачивается в необычных локациях Литературное путешествие: 5 книг, где действие разворачивается в необычных локациях

Литературный тур по экзотическим странам: от Османской империи до вечных льдов

ТехИнсайдер
Открыть в приложении