Техосмотр в нашей стране превратился в фикцию

АвтоМирАвто

Право

Техническая ошибка

Техосмотр в нашей стране превратился в фикцию. Кто же ответит за аварию, которая произошла из-за технической неисправности?

Уже шесть лет назад был принят Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который отобрал у сотрудников ГИБДД право проведения техосмотра, исключив тем самым из его названия слово «государственный». Автообщественность вздохнула с облегчением: нет больше взяток, а у тех, кто по принципиальным соображениям проходил проверку честно, исчезла забота с тщательной подготовкой автомобиля к инспекции. Закон передал проверку технического состояния в частные руки, возложив номинальные функции контроля за операторами техосмотра на Российский союз автостраховщиков. Как и ожидалось, рынок отрегулировал все сам: владельцы страхового бизнеса, да и немногочисленные независимые операторы техосмотра, включились в борьбу за клиента, предлагая наперебой диагностическую карту в качестве подарка к полису ОСАГО (по закону, не пройдя техосмотр, нельзя оформить «автогражданку») и даже доставляя ее на дом. В результате процедуру проверки технического состояния честно проходит в лучшем случае каждый третий автовладелец.

А нужно ли вообще проверять исправность транспорта? Официальная статистика наталкивает, скорее, на отрицательный ответ. Так, по данным ГИБДД, технические неисправности транспортных средств зафиксированы лишь чуть более чем в 3 % аварий, произошедших в прошлом году. Заметьте, речь идет даже не о причинах ДТП, а лишь о сопутствующих им факторах. Иными словами, машина попала в аварию по другой причине, но при ее последующем осмотре были выявлены неисправности. Самым распространенным дефектом оказались разнокалиберные шины, ну а на такие важные системы, как тормоза и рулевое управление, пришлось в общей сложности лишь 5% недостатков (3,3 и 1,7% соответственно).

Но углубленное изучение этой проблемы позволяет сделать несколько иные выводы. В большинстве случаев сотрудники ГИБДД просто осматривают искореженный остов, фиксируя видимые невооруженным глазом недостатки. Ну а вынести вердикт об исправности, например, тормозов, а тем более установить, потеряли они работоспособность до аварии или в результате полученных повреждений, может только экспертиза. А проводится она редко.

Сегодня получить диагностическую карту не составляет ни малейшего труда. Да и стоит она совсем недорого. Поэтому все эксперты рекомендуют не уклоняться от этой обязанности

Впрочем, и имеющиеся данные позволили экспертам прийти совсем к другим выводам в отношении влияния неисправностей автомобилей и мотоциклов на безопасность на дорогах. По информации Всероссийского научно-исследовательского института судебных экспертиз (ВНИИСЭ) Минюста России, технеисправности сопутствовали в среднем 12% аварий с пострадавшими. Среди установленных причин ДТП отказ тормозной системы составляет практически половину (48,4%) случаев. На проблемы с рулевым управлением приходится 28% установленных неисправностей, а на колеса и шины – 9,4%.

Эти данные наталкивают на совершенно другие мысли. Дело в том, что забота о «здоровье» транспортного средства, а также ответственность за последствия его «болезней» законодательно возложена на автовладельца. Если авария произошла, например, из-за отказавших тормозов, отвечать за ее последствия все равно придется водителю. В этом смысле, как ни странно, на помощь водителю может прийти тот самый закон о техосмотре, который возлагает ответственность за неисправность, ставшую причиной ДТП, на оператора техосмотра, который ее пропустил. Кроме того, честное прохождение техосмотра у квалифицированных специалистов повышает вероятность выявить проблему, о которой автовладелец, возможно, и не догадывался. Кстати, наиболее щепетильны в плане проверки состояния машин официальные дилеры, получившие аккредитацию на проведение техосмотра. Помимо того, что они берут на себя ответственность за исправность автомобиля клиента, есть у них и меркантильные соображения: найдя огрехи, сервис рассчитывает, что получит от клиента заказ на их устранение. Так что даже при такой несовершенной системе техосмотра не стоит игнорировать получение диагностической карты. Благо, ее стоимость незначительна.

Вести статистику, из-за чего же на самом деле произошла авария – из-за неисправности транспортного средства или каких-либо других факторов, достаточно сложно. Экспертизу после ДТП делают крайне редко

Формула техосмотра

Периодичность проведения техосмотра установлена законом. Упрощенно формула для легковых автомобилей, используемых для личных или служебных нужд, не связанных с профессиональными перевозками, выглядит так: 3+2+2. Это означает, что первый техосмотр необходимо пройти через три года, далее два раза – через два года. После семи лет эксплуатации процедуру придется повторять ежегодно. Обратите внимание, что точкой отсчета определена не дата покупки машины, а года выпуска ее в обращение. Проще говоря, это год, когда был оформлен паспорт транспортного средства. Таким образом, если вы приобрели в автосалоне новый автомобиль предыдущего года выпуска, то первый осмотр придется пройти уже не через три, а через два года. В качестве контрольного механизма прохождения техосмотра законодатель предусмотрел заключение договора страхования гражданской ответственности: не получив в установленный срок диагностическую карту, оформить полис ОСАГО не получится.

Текст: Дмитрий Рощин
Фото: Екатерина Квашенкина/Burda Media

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

На чужой территории На чужой территории

Сравнительный тест Toyota Corolla и Hyundai Elantra

АвтоМир
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Машина — зверь Машина — зверь

Анималистика в автомобильных эмблемах и именах

Автопилот
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Вес на месте Вес на месте

Стратегии двигательной активности во имя сохранения лучшей формы

Afternoon Seasons of life
Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку

Рассрочка для квартир – полезный инструмент продаж, хотя и несет в себе риски

Ведомости
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Москва на экране Москва на экране

Почему регионы готовы доплачивать за съемки фильмов на своей территории

Эксперт
Знать без царя в голове Знать без царя в голове

Мини-сериал о сестрах Митфорд, которые искали любовь, а нашли политику

Weekend
Банки на передовой Банки на передовой

Как работала финансовая система СССР во время войны

Эксперт
Вяземские Вяземские

Происходивший от Рюрика княжеский род Вяземских известен ещё со Средневековья

Дилетант
Кто открыл лазейки в вузы Кто открыл лазейки в вузы

Школьные олимпиады становятся местом отработки способов незаконного поступления

Монокль
Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались

Замминистра финансов Алексей Сазанов — о налоговых реформах и их результатах

Ведомости
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
Партнер по религиозным соображениям Партнер по религиозным соображениям

Как Россия создает базу для привлечения исламского капитала

Эксперт
Мошенники делают ставки Мошенники делают ставки

Как мошенники используют аккаунты граждан в букмекерских конторах

Ведомости
Кадровый агропотенциал Кадровый агропотенциал

Роль государства и бизнеса в решении проблемы дефицита персонала

Агроинвестор
Чистая правда Чистая правда

Хорошо умываться – значит, до «скрипа» кожи? Все с точностью до наоборот

Лиза
Стимулы вместо принуждения Стимулы вместо принуждения

Чем биржевая торговля сельхозпродукцией может быть интересна бизнесу

Агроинвестор
Передвижники и императорская власть Передвижники и императорская власть

Как передвижники получили признание императора Александра III

Знание – сила
Соло-мама Соло-мама

Каких ошибок стоит избегать женщинам, которые растят детей в одиночку

Лиза
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
Музей как увлечение Музей как увлечение

Единственный в своем роде: музей при Институте космических исследований РАН

Знание – сила
Что следует знать начинающему инвестору Что следует знать начинающему инвестору

Что надо знать, когда планируете начать инвестировать?

Наука и техника
Американские горки Американские горки

Группа БКС возобновила торги американскими бумагами через свой инвестбанк

Ведомости
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Быстрый платеж Быстрый платеж

Оплата покупок по QR-коду: в чем выгода и в чем подвох

Лиза
Есть ли у Европы армия Есть ли у Европы армия

О потенциале собственной армии Евросоюза и перспективах ее участия вне НАТО

Монокль
Инфляция в белых халатах Инфляция в белых халатах

Медицинская инфляция может ускориться до 14% к концу года

Ведомости
Открыть в приложении