Техосмотр в нашей стране превратился в фикцию

АвтоМирАвто

Право

Техническая ошибка

Техосмотр в нашей стране превратился в фикцию. Кто же ответит за аварию, которая произошла из-за технической неисправности?

Уже шесть лет назад был принят Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который отобрал у сотрудников ГИБДД право проведения техосмотра, исключив тем самым из его названия слово «государственный». Автообщественность вздохнула с облегчением: нет больше взяток, а у тех, кто по принципиальным соображениям проходил проверку честно, исчезла забота с тщательной подготовкой автомобиля к инспекции. Закон передал проверку технического состояния в частные руки, возложив номинальные функции контроля за операторами техосмотра на Российский союз автостраховщиков. Как и ожидалось, рынок отрегулировал все сам: владельцы страхового бизнеса, да и немногочисленные независимые операторы техосмотра, включились в борьбу за клиента, предлагая наперебой диагностическую карту в качестве подарка к полису ОСАГО (по закону, не пройдя техосмотр, нельзя оформить «автогражданку») и даже доставляя ее на дом. В результате процедуру проверки технического состояния честно проходит в лучшем случае каждый третий автовладелец.

А нужно ли вообще проверять исправность транспорта? Официальная статистика наталкивает, скорее, на отрицательный ответ. Так, по данным ГИБДД, технические неисправности транспортных средств зафиксированы лишь чуть более чем в 3 % аварий, произошедших в прошлом году. Заметьте, речь идет даже не о причинах ДТП, а лишь о сопутствующих им факторах. Иными словами, машина попала в аварию по другой причине, но при ее последующем осмотре были выявлены неисправности. Самым распространенным дефектом оказались разнокалиберные шины, ну а на такие важные системы, как тормоза и рулевое управление, пришлось в общей сложности лишь 5% недостатков (3,3 и 1,7% соответственно).

Но углубленное изучение этой проблемы позволяет сделать несколько иные выводы. В большинстве случаев сотрудники ГИБДД просто осматривают искореженный остов, фиксируя видимые невооруженным глазом недостатки. Ну а вынести вердикт об исправности, например, тормозов, а тем более установить, потеряли они работоспособность до аварии или в результате полученных повреждений, может только экспертиза. А проводится она редко.

Сегодня получить диагностическую карту не составляет ни малейшего труда. Да и стоит она совсем недорого. Поэтому все эксперты рекомендуют не уклоняться от этой обязанности

Впрочем, и имеющиеся данные позволили экспертам прийти совсем к другим выводам в отношении влияния неисправностей автомобилей и мотоциклов на безопасность на дорогах. По информации Всероссийского научно-исследовательского института судебных экспертиз (ВНИИСЭ) Минюста России, технеисправности сопутствовали в среднем 12% аварий с пострадавшими. Среди установленных причин ДТП отказ тормозной системы составляет практически половину (48,4%) случаев. На проблемы с рулевым управлением приходится 28% установленных неисправностей, а на колеса и шины – 9,4%.

Эти данные наталкивают на совершенно другие мысли. Дело в том, что забота о «здоровье» транспортного средства, а также ответственность за последствия его «болезней» законодательно возложена на автовладельца. Если авария произошла, например, из-за отказавших тормозов, отвечать за ее последствия все равно придется водителю. В этом смысле, как ни странно, на помощь водителю может прийти тот самый закон о техосмотре, который возлагает ответственность за неисправность, ставшую причиной ДТП, на оператора техосмотра, который ее пропустил. Кроме того, честное прохождение техосмотра у квалифицированных специалистов повышает вероятность выявить проблему, о которой автовладелец, возможно, и не догадывался. Кстати, наиболее щепетильны в плане проверки состояния машин официальные дилеры, получившие аккредитацию на проведение техосмотра. Помимо того, что они берут на себя ответственность за исправность автомобиля клиента, есть у них и меркантильные соображения: найдя огрехи, сервис рассчитывает, что получит от клиента заказ на их устранение. Так что даже при такой несовершенной системе техосмотра не стоит игнорировать получение диагностической карты. Благо, ее стоимость незначительна.

Вести статистику, из-за чего же на самом деле произошла авария – из-за неисправности транспортного средства или каких-либо других факторов, достаточно сложно. Экспертизу после ДТП делают крайне редко

Формула техосмотра

Периодичность проведения техосмотра установлена законом. Упрощенно формула для легковых автомобилей, используемых для личных или служебных нужд, не связанных с профессиональными перевозками, выглядит так: 3+2+2. Это означает, что первый техосмотр необходимо пройти через три года, далее два раза – через два года. После семи лет эксплуатации процедуру придется повторять ежегодно. Обратите внимание, что точкой отсчета определена не дата покупки машины, а года выпуска ее в обращение. Проще говоря, это год, когда был оформлен паспорт транспортного средства. Таким образом, если вы приобрели в автосалоне новый автомобиль предыдущего года выпуска, то первый осмотр придется пройти уже не через три, а через два года. В качестве контрольного механизма прохождения техосмотра законодатель предусмотрел заключение договора страхования гражданской ответственности: не получив в установленный срок диагностическую карту, оформить полис ОСАГО не получится.

Текст: Дмитрий Рощин
Фото: Екатерина Квашенкина/Burda Media

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Hyundai Solaris: Народный любимец Hyundai Solaris: Народный любимец

Корейские автомобили давно превратились в бестселлеров рынка

АвтоМир
Венгерская хроника Венгерская хроника

Михай Зичи: хроникёр придворной жизни России XIX в акварели

Дилетант
Взять вино на себя Взять вино на себя

Почему гибрид – это свобода, а электромобиль – скорее наоборот

Автопилот
Щедры на дивиденды Щедры на дивиденды

Какие компании в этом году поделятся прибылью с акционерами

Деньги
Время спать Время спать

Хотите впасть в спячку до весны? Теоретически для этого нет никаких препятствий

ТехИнсайдер
5 психологических терминов, которые пока не перевели на русский язык 5 психологических терминов, которые пока не перевели на русский язык

Пять психологических терминов из англоязычного интернета

РБК
Мы одни из них: в чем величие сериала The Last of Us Мы одни из них: в чем величие сериала The Last of Us

Что именно выделяет «Одних из нас» на фоне других сериалов на подобную тематику

Правила жизни
Экологическая головоломка: как правильно убирать за собакой в 21 веке Экологическая головоломка: как правильно убирать за собакой в 21 веке

Как поддерживать чистоту после своей собаки, не нанося вреда окружающей среде?

Inc.
Изобретая наследие Изобретая наследие

Как экономика впечатлений меняет российские города

Эксперт
Как люди хоронят дружбу и отношения в переписках Как люди хоронят дружбу и отношения в переписках

Как цифровой мир лишает нас друг друга

Men Today
Кто такие «бежевые» мамы и чем опасен новый тренд? Кто такие «бежевые» мамы и чем опасен новый тренд?

Почему «бежевое материнство» стало популярным и в чем его опасность для ребенка?

VOICE
Чёрная дыра по соседству? Чёрная дыра по соседству?

Может ли рядом с нами находится еще одна сверхмассивная чёрная дыра?

Наука и жизнь
Как выбрать мойку высокого давления: основные характеристики Как выбрать мойку высокого давления: основные характеристики

Список критериев, по которым стоит выбирать мойку высокого давления

CHIP
В погоне за качеством В погоне за качеством

КУ российских компаний перестали быть просто центрами переподготовки

Ведомости
Вступление в брак может повысить риск деменции: шокирующие выводы ученых Вступление в брак может повысить риск деменции: шокирующие выводы ученых

Как счастливая семейная жизнь может быть связана с когнитивными способностями?

ТехИнсайдер
Денис Филиппов: Больших проблем на рынке жилья я бы не прогнозировал Денис Филиппов: Больших проблем на рынке жилья я бы не прогнозировал

Гендиректор фонда Дом.РФ — какие арендные проекты поддерживает государство

Ведомости
Жизнь без конца Жизнь без конца

Как секс делает нас бессмертными

Men Today
Эхо прошедшей войны Эхо прошедшей войны

Это после Великой Отечественной они стали народными актерами, но на фронте...

Коллекция. Караван историй
6 причин, по которым простыни становятся серыми, и способы это исправить 6 причин, по которым простыни становятся серыми, и способы это исправить

Как предотвратить изменение цвета простыней

VOICE
День Д: как города США зарабатывают сотни миллионов на церемониях драфта НФЛ День Д: как города США зарабатывают сотни миллионов на церемониях драфта НФЛ

Что такое драфты и почему они вообще существуют?

Forbes
Верни мой каменный топор Верни мой каменный топор

Вновь изобрести технологии каменного века занимательно, но зачем это нужно?

Вокруг света
Заемщики поубавили аппетит Заемщики поубавили аппетит

Почему у граждан снижаются запросы на размер кредитов наличными?

Ведомости
Если все тряпки закончились: 5 предметов домашнего обихода, которыми можно вытирать пыль Если все тряпки закончились: 5 предметов домашнего обихода, которыми можно вытирать пыль

Чем, кроме тряпки, можно эффективно удалить пыль с любой поверхности

ТехИнсайдер
Какие были парфюмы в Древней Греции? Узнайте интересные факты! Какие были парфюмы в Древней Греции? Узнайте интересные факты!

Мир ароматов в Древней Греции был куда богаче, чем может показаться

ТехИнсайдер
Российское бьюти-чудо: как меняется отечественная индустрия косметики Российское бьюти-чудо: как меняется отечественная индустрия косметики

Как российская косметика становится полноценным трендсеттером

РБК
Сила притяжения нарастает Сила притяжения нарастает

Мировой ответ Китаю в сфере редкоземельных металлов — создание альянсов

Монокль
Техпарад Техпарад

Выстрел «Авророй», космос на 3D-принтере и тактильные виртуальные переживания

ТехИнсайдер
«Я долгое время не могла отцепить от себя эту героиню» «Я долгое время не могла отцепить от себя эту героиню»

Аня Пересильд — как сложилась ее жизнь после «Слова пацана»

OK!
Жертвы Кургана: подвиги и самоотдача города трудовой доблести Жертвы Кургана: подвиги и самоотдача города трудовой доблести

Линия фронта проходит возле твоего станка — таким был лозунг курганских рабочих

ФедералПресс
Оппонента не выбирают Оппонента не выбирают

Как изменилась политическая картина в Турции после ареста мэра Стамбула

Эксперт
Открыть в приложении