Рабочий инструмент притворяется арт-объектом: юбилейная «Буханка»

АвтоМирАвто

Музейное дело

Рабочий инструмент притворяется арт-объектом: на повестке дня юбилейная «Буханка»

Текст: Михаил Лобачев. Фото: Вячеслав Крылов

  • УАЗ220695
  • 112 л.с.
  • 0-100 км/ч – н.д.

Микроавтобус в двухцветной бело-зеленой окраске Ульяновский автозавод выпустил в 2018 году к 60-летнему юбилею модели. При минимуме затрат получилось максимально эффектно. Настолько, что одним пасмурным весенним утром к припаркованной около дома тестовой «Буханке» пришла делегация дворников – хотели сфотографироваться на фоне впечатляющего ретро. И тот факт, что при прорыве водопровода или иных коммунальных неполадках в тот же самый двор въезжает аварийная бригада на автомобиле аналогичной марки и модели, их нисколько не смутил.

Водителю противопоказано иметь большой живот – можно и не поместиться между рулем и спинкой сиденья. На педали требуется нажимать по-особенному, сверху вниз – будто в пляске вприсядку. Тот рычаг, что покороче, отвечает за подключение переднего моста. Длинным врубается понижающая передача

Знакомство с автомобилем, разменявшим седьмой десяток лет конвейерной жизни, воспринимается в 2019 году как насыщенный нюансами познавательный аттракцион – если, конечно, вынести за скобки, что во многих частях нашей страны УАЗ вагонной компоновки до сих пор выступает как незаменимый вид транспорта, не имеющий явных альтернатив.

Впрочем, от той, первой «Буханки», с иным оформлением передней части, без боковой двери пассажирского отсека, но зато с люком по левому борту для «запаски», нынешнее изделие Ульяновского автозавода существенно отличается – как и от первой «рестайлинговой» версии, появившейся в середине 1960-х. В активе современного УАЗ-220695 усиленная рама и дополнительная шумоизоляция. Под возвышающимся между водителем и передним пассажиром кожухом таится 2,7-литровый впрысковый двигатель мощностью 112 л.с., отвечающий нормативам «Евро-5», и 5-ступенчатая МКП. Подключаемый полный привод и понижающая передача, разумеется, тоже в наличии – у правого угла закрывающего моторный отсек кожуха торчат два грубо обточенных рычага. Юбилейная версия «Буханки» снабжена мостами типа «Спайсер», которые бывалыми уазоводами почитаются более тихими в работе и жесткими по конструкции, чем разъемные «колхозные». Кроме того, такой микроавтобус снабжен блокировкой заднего дифференциала – кнопка ее включения притаилась слева от руля.

Бензиновый 2,7-литровый двигатель производства Заволжского моторного завода отвечает нормам «Евро-5». Механическая трансмиссия – с 5 ступенями

Юбилейная двухцветная версия уже исчезла из заводского прайс-листа, а при старте продаж ее предлагали по цене 757 700 рублей. Микроавтобус в той же комплектации, но окрашенный в стандартные серый или защитный цвета в модельной линейке есть – машины 2019 года выпуска стоят минимум 781 800 рублей. Более того, производитель даже предлагает для него заводские опции! За подогрев передних сидений требуется заплатить 4000 рублей, а пакет «Комфорт» обойдется в 7900 рублей. За этим названием скрываются сдвижные форточки в салоне с кнопками-фиксаторами вместо старинных поворотных створок с защелками-«клювиками» и пластмассовые дверные ручки новой конструкции, выполненные под единый для дверей и замка зажигания ключ с двухсторонним жалом – примерно такой появился в 1980-х на революционной новинке советского автопрома ВАЗ-2108.

На смену оргалитоподобному волокнистому материалу для ниши вещевого ящика давно пришел литой пластик. Крышка захлопывается с аутентичным лязгом металла

Акробатика

С задумкой картинно рассесться за рулем в телогрейке и валенках пришлось попрощаться на дальних подступах: рабочее место водителя устроено таким образом, что подобные вольности сможет себе позволить лишь человек не очень высокий и не очень плотный. Отрастил живот? Приготовься к тому, что в него будет упираться обод рулевого колеса. И если жалко протереть одежду, размести в «пятне контакта» поясную часть ремня безопасности. О валенках тоже без лишней необходимости не вспоминай – лучше включить печку, которая изрядно шумит, но хорошо греет. Настолько, что даже в холода порой приходится открывать окно – если удастся извернуться таким образом, чтобы нащупать прижатую к голени рукоятку.

Да и в целом в тяжелой и неуклюжей обуви за рулем УАЗа будет неудобно – траектория движения педалей такова, что, нажимая на них, приходится высоко поднимать ноги – словно пустившись в пляс вприсядку на деревенской вечеринке 60-летней давности. Желаешь посильнее затянуть вертикально торчащий «ручник»? Продави сначала как следует педаль рабочего тормоза – легче будет. Но удивительное дело: при всей странности и специфичности большинства органов управления освоиться за рулем «Буханки» и уверенно влиться в городской транспортный поток получается неожиданно быстро. Повернулся, чуть пригнулся, энергично перебираешь ладонями по боковой поверхности рулевого колеса, сдвинув набекрень вправо шапку-ушанку, чтобы не задевала боковую стенку – и процесс перемещения в пространстве (а скорее во времени) идет весьма бодро. Еще бы научиться точнее дозировать усилие на педали тормоза, чтобы не «клевать» то и дело носом в осознании того, как мало расстояние от собственного лица до торчащей как назло впереди запаски большого внедорожника...

На «лежачих полицейских» приходится или притормаживать почти до остановки или группироваться – УАЗ жесткий и прыгучий. Зато можно без опаски гнать по полю вне дорог. И если покрытие скользкое, лучше все же задействовать заранее передний мост – дотягиваемся до верхнего (более короткого) рычага и толкаем его вперед. На первых порах информацию о соответствии положения рычагов режимам работы приходится регулярно искать в Интернете – но чувствую, после пары недель за рулем «Буханки» на пересеченной местности необходимость в этом отпадет. Тем более, что смартфон уже провалился в щелеобразный вентиляционный дефлектор, как нарочно расположенный прямо перед водителем. Что ж. Остановимся, развинтим, достанем...

За исключением контрастной окраски, такая «Буханка» – обычный УАЗ

Особые приметы

ВЫТЯЖНАЯ РУКОЯТКА справа от сиденья водителя управляет заслонкой отопительной системы.

АККУМУЛЯТОР в «Буханке» установлен за спиной водителя. Для отвода испарений предусмотрена тонкая трубка, выведенная наружу.

Технические характеристики

Мнение

Андрей Колтун, журнал «АвтоМир»

Находясь рядом с таким автомобилем, как уазовская «Буханка», волей-неволей проникаешься почтением к нему. Особенно когда вспоминаешь, что выпуск этой машины стартовал задолго до твоего рождения. Уважения и сочувствия заслуживают и те, кто во втором десятилетии XXI века вынуждены пользоваться ею в качестве повседневного рабочего транспорта. Но нарядную версию этой рабочей лошадки трудно воспринимать всерьез.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

LADA Vesta SW Cross с АКП. Жаль, папа не дожил LADA Vesta SW Cross с АКП. Жаль, папа не дожил

LADA Vesta SW Cross с АКП: это вам не советские «жигули»

4x4 Club
От Шекспира до бандита: лучшие роли Константина Райкина От Шекспира до бандита: лучшие роли Константина Райкина

Вспоминаем главные роли Константина Райкина

Правила жизни
Глаз-синхротрон Глаз-синхротрон

О том, как научить искусственный интеллект понимать, а не угадывать химию

Наука и жизнь
IFA против ЗИЛ: в чем сила грузовиков-конкурентов из СССР и ГДР IFA против ЗИЛ: в чем сила грузовиков-конкурентов из СССР и ГДР

Какой грузовой автомобиль был главным в советские годы: ЗИЛ-130 или IFA W 50?

ТехИнсайдер
Кузница достойных жен: как жили воспитанницы Смольного института благородных девиц Кузница достойных жен: как жили воспитанницы Смольного института благородных девиц

Чему учились «смолянки» и как жили в стенах института

Forbes
Роботы против дефицита Роботы против дефицита

Роботизация помогает бизнесу, но требует новых специалистов

Ведомости
Команда спасателей Команда спасателей

Справляемся с отпускными кризисными бьюти-ситуациями

Moodboard
Как избежать ошибок на переговорах Как избежать ошибок на переговорах

Распространенные просчеты в оффлайн- и онлайн-переговорах и как их избежать

Inc.
Читалка для компьютера: выбираем лучшую из бесплатных Читалка для компьютера: выбираем лучшую из бесплатных

Лучшие читалки для компьютера из бесплатных программ

CHIP
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Новые преступные схемы с клиентами СТО. Как не лишиться денег и машины Новые преступные схемы с клиентами СТО. Как не лишиться денег и машины

Как мошенники маскируются под персонал СТО

РБК
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Астероидные кольца, сила гравитации и сжатие звездного облака: откуда взялась Луна Астероидные кольца, сила гравитации и сжатие звездного облака: откуда взялась Луна

Почему ни одна из гипотез не может объяснить, как на самом деле «родилась» Луна

Maxim
Почти вся пластиковая упаковка загрязнила пищу микропластиком Почти вся пластиковая упаковка загрязнила пищу микропластиком

Микро- и нанопоастик переходит из пластикосодержащей упаковки в еду и напитки

N+1
В России художник — пророк В России художник — пророк

Что и как видит художник и зачем вообще нужны искусствоведы

Монокль
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
«Профессия научила отстаивать свое мнение»: как женщины работают сварщицами «Профессия научила отстаивать свое мнение»: как женщины работают сварщицами

Как сварщицы борются со стереотипами и за что любят свою работу

Forbes
Сеньоры на потоке Сеньоры на потоке

Зачем Минцифры запускает новые программы подготовки IT-кадров

Ведомости
Оказалось, что большинство кошек предпочитают засыпать на левом боку — и ученые узнали, почему Оказалось, что большинство кошек предпочитают засыпать на левом боку — и ученые узнали, почему

Почему кошки перед сном чаще всего заваливаются на левый бок?

ТехИнсайдер
Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались

Замминистра финансов Алексей Сазанов — о налоговых реформах и их результатах

Ведомости
Чистая правда Чистая правда

Хорошо умываться – значит, до «скрипа» кожи? Все с точностью до наоборот

Лиза
Чёрные мысли на белом снегу Чёрные мысли на белом снегу

Рассказ Елены Ворон «Чёрные мысли на белом снегу»

Наука и жизнь
Как отличить борщевик от дудника и других зонтичных растений Как отличить борщевик от дудника и других зонтичных растений

Как не спутать борщевик его с безобидными товарищами

Maxim
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Чернохвостые оленихи унаследовали миграционные маршруты матерей Чернохвостые оленихи унаследовали миграционные маршруты матерей

Как самки оленей учатся мигрировать у собственных матерей

N+1
Неандертальцы наследили на португальских пляжах Неандертальцы наследили на португальских пляжах

Археологи обнаружили на португальском побережье отпечатки ног неандертальцев

N+1
Как молния выбирает цель Как молния выбирает цель

Как молния находит молниеотвод среди множества других привлекательных целей?

Наука и жизнь
Посвящено Беатриче Посвящено Беатриче

Данте обнаружил, осознал, как мало он знает

Наука и жизнь
Открыть в приложении