Стремительно ворвались в стабильность
Продажи новых автомобилей в России вновь пошли вверх. После долгого периода падения на рынке вновь наблюдается оживление. Однако радоваться понастоящему пока еще рано
Тенденция к умеренному росту на российском рынке наконец-то принесла настоящие плоды. Как следует из годового отчета Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2018 году в России был продан 1 800 591 новый автомобиль или на 12,8% больше, чем в 2017 году. Уже мало кто вспомнит, что падение нашего рынка сменилось осторожным ростом гораздо раньше – еще в марте 2017 года. И все же нельзя не порадоваться, что по итогам прошедшего года продажи автомобилей действительно поползли вверх. Причем «проседаний» рынка не было отмечено ни в один из месяцев предыдущего года. «Декабрь, с продажами [на уровне 175 240 автомобилей], на 5,6% лучше по сравнению с прошлым декабрем, подвел итог года, отмеченного 12 месячным периодом непрерывного роста», – заявил председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
«Русский» с «корейцем» – братья навек!
Если взглянуть на структуру продаж российского рынка, то можно заметить, что большинство тенденций, заложенных в предыдущие годы, у нас сохранилось. Прежде всего, это популярность автомобилей российской сборки. Так, все из «Топ-25» самых популярных моделей собираются в России. Вторая тенденция это – любовь россиян к автомобилям отечественных и корейских марок. По крайней мере в «Топ-5» самых популярных автомобилей входят две отечественных модели и три – корейских.
Но есть и новые тренды. Если традиционно считалось, что Россия – это страна, где любят главным образом седаны, то теперь с уверенностью можно сказать, что у нас полюбили и другие типы кузова. Например, по итогам 2018 года самой популярной моделью стала Lada Vesta, разошедшаяся тиражом 108 364 экземпляров, из которых 40% – универсалы. Также в «Топ-10» вошли Lada Granta и Kia Rio, доступные в разных типах кузова, кроссоверы Hyundai Creta и Renault Duster, универсал и фургон Lada Largus, лифтбек Skoda Rapid. В общем, настоящее разнообразие форм!
Еще одна важная тенденция – рост продаж дорогих автомобилей. Например, в «Топ-25» бестселлеров вошли такие машины, как Toyota Camry, Kia Sportage, Toyota RAV4, Hyundai Tucson и Mazda CX-5, стоящие дороже 1 500 000 рублей. То есть россияне активно меняют свой автопарк вне зависимости от уровня доходов, и это – хорошо.
Взлет или пролет?
Устойчивое возобновление роста продаж автомобилей в России – явление, безусловно, положительное. Однако радоваться еще рано. Во-первых, в глобальной перспективе 1,8 млн проданных автомобилей – результат скорее скромный. Это, конечно, больше, чем в кризисном 2016 г., когда было реализовано лишь 1,43 млн автомобилей, но до рекордного по российским меркам 2012 года с уровнем 2,94 млн проданных машин еще очень далеко.
Во-вторых, высокий уровень продаж во многом связан с распространением льготных автокредитов. По данным исследовательской компании Frank RG, только за 11 месяцев 2018 года россиянам было выдано 529,07 млрд рублей на автокредиты. «Высокий спрос был обусловлен, в первую очередь, действием государственных программ льготного автокредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», которые предлагали заёмщикам скидку в размере 10% от стоимости приобретаемого автомобиля», – поясняет директор департамента автокредитования «Русфинанс Банк» Наталья Русова.
Третье – сыграл свою роль и эффект отложенного спроса, сформировавшийся в предыдущие годы. «Учитывая кризис, люди откладывали покупку автомобиля «до лучших времен». Этот отложенный спрос действовал у нас как в 2017-м, так и в 2018 году и, вполне возможно, какие-то его остатки перейдут на 2019 год, – прокомментировал ситуацию руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат» Азат Тимерханов. – Плюс можно учитывать средний срок владения автомобилем – около 5 лет. Как раз на 2018 год у нас пришли те владельцы, которые до этого покупали автомобиль в 2013 году», – заметил эксперт, а также добавил, что «для нынешних условий» показатели продаж 2018 года – хорошие.
Что год грядущий нам готовит?
Ждать чудес от 2019 года не стоит. Скорее всего, российский рынок будет расти, но очень-очень медленно. «Перспектива на 2019 год не столь ясна. Увеличение НДС и возможное ужесточение санкций США создают существенные риски и неопределенности на рынке, в особенности в первом квартале», – считает Йорг Шрайбер. – Однако, основываясь на предположении о неизменности правительственной политики и неизменности поддержки автомобильного сектора, участники рынка ожидают, что фундаментально спрос будет достаточно устойчив для удержания уровня продаж и выхода на рост в течение года. С учетом этого наш прогноз на 2019 год по рынку пассажирских и легких коммерческих автомобилей в России составлен с небольшим улучшением, а именно – 1,87 млн единиц, что на 3,6% больше, чем в прошлом году», – добавляет глава Комитета автопроизводителей АЕБ.
«Впервые за несколько лет говорить о перспективах очень сложно, – соглашается Азат Тимерханов. – Существует много факторов, которые трудно спрогнозировать. Хотя консолидированно мы все же рассчитываем на рост продаж в пределах 5%».
В общем, будущее российского рынка продолжает оставаться неопределенным. Правда, есть и хорошая новость: в такой ситуации ожесточенная борьба автопроизводителей за клиента продолжится, а это означает, что покупателей наверняка ждут новые интересные новинки и акции.
35% может прибавить авторынок России за следующие пять лет
1 место
Lada Vesta
После выхода модификаций SW И SW CROSS Vesta смогла выйти на первое место по продажам с результатом 108 364 автомобиля
2 место
Lada Granta
В семейство GRANTA после рестайлинга 2018 года вошли и те автомобили, которые ранее продавались под именем LADA KALINA
3 место
Kia Rio
Седаны с моторами 1.4 и 1.6, «механикой» и АКП, а также хэтчбек X-LINE пользуются значительным спросом
4 место
Hyundai Creta
Самый продаваемый по итогам года КРОССОВЕР выпускается на заводе под Санкт-Петербургом вместе с седанами Hyundai Solaris и Kia Rio
5 место
Hyundai Solaris
Продажи былого лидера рейтинга продаж по итогам 2018 года снизились. Реализовано на 3033 автомобиля меньше, чем годом ранее
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России за периоды декабрь 2018/2017 гг. и январь – декабрь 2018/2017 гг.
По данным АЕБ
25 самых продаваемых новых легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ по моделям за периоды декабрь 2018/2017 гг. и январь – декабрь 2018/2017 гг.
По данным АЕБ
*Данные продаж Комитета автопроизводителей АЕБ включают как импортированные, так и автомобили местной сборки. Примечание: рейтинг марок основан на результатах продаж за месяц.
Фото: Lada, Hyundai, Kia, Вячеслав Крылов
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl