Рассказываем краткую историю прогресса автомобильных коробок передач Skoda

АвтоМирАвто

С трех до десяти

Рассказываем краткую историю прогресса автомобильных коробок передач на примере машин, выставленных в музее Skoda

Текст Александр Потапов
Фото Skoda

Автомобильные коробки передач, по легенде, появились благодаря Берте Бенц, супруге создателя первой машины Карла Бенца. Говорят, что именно она после своей знаменитой поездки из Мангейма в Пфорцхайм в 1888 году посоветовала изобретателю оснастить самодвижущийся экипаж коробкой передач для преодоления подъемов, с которыми у первого автомобиля были проблемы. Патент на коробку, похожую на современную велосипедную, принадлежит при этом самому Бенцу. Конструкция, появившаяся на первом автомобиле, была далека от совершенства и на протяжении вот уже более чем ста лет ее все улучшают и улучшают инженеры из самых разных стран и отраслей. Когда-то обычной была трехступенчатая коробка, а сейчас в серии уже есть и десятиступенчатые, их, например, используют на автомобилях концернов Ford и General Motors. Это, правда, автоматы.

1906

На первых автомобилях, таких как Laurin & Klement VOITURETTE A, рычаг коробки передач чаще всего располагался по правую руку от водителя, при том что руль на большинстве моделей устанавливали тоже справа. Рядом с переключателем передач на фото – рычаг ручного тормоза. Конкретно у этой модели было три передачи для движения вперед и одна задняя, а рычаг фиксировался при помощи защелки.

1913

Довольно быстро кузова автомобилей стали более закрытыми, но так как они были достаточно узкими, внутри не хватало места для рычагов. На Laurin & Klement Sg, выпущенном в 1913 году, они также находятся справа. Вместо защелки на рычаге КП появилась кнопка, похожая на те, что мы видим на «ручниках» в современных машинах.

1929

В 1920-е годы салоны автомобилей стали просторнее, и рычаг коробки передач переместился внутрь автомобиля. В то время в Чехословакии было левостороннее дорожное движение, соответственно, руль у автомобиля Laurin & Klement Skoda 110, выпущенного в 1929 году, располагался справа. Рычаг коробки передач с круглым набалдашником инженеры поместили по центру, то есть он оказывался под левой рукой водителя.

1937

Большинство массовых автомобилей 1930-х годов оснащались по-прежнему трехступенчатыми коробками передач, как и купе Skoda Popular Monte Carlo, хотя на машинах высшего ценового сегмента уже начали устанавливать четырехступенчатые трансмиссии. А еще именно в этот период на рукоятях КП придумали делать гравировки с обозначением номера передачи.

1960

К этому времени рычаг коробки передач переехал с пола на рулевую колонку – это инженерное решение было попыткой сделать автомобиль комфортнее, заменив раздельные сиденья на большой передний диван. Такая компоновка была у любимой многими 21-ой «Волги», а на фото – аналогично устроенная Skoda Octavia 1960 года выпуска. Правда, у «Шкоды» было уже четыре передачи, не считая задней, а у «Волги» – три.

1966

Впрочем, в Skoda подрулевой переключатель передач не прижился, и уже в 1966 году рычаг переехал обратно на пол – на фото выпущенный в 1966 году компакт Skoda 1000 MB. Но не все автопроизводители поступили так же, как чешская компания. На автомобилях Mercedes рычаг переключения передач остался на рулевой колонке и по сей день.

1989

Линейку автомобилей Skoda 105/120/130 производитель называет революционной с точки зрения переключения передач. Именно Skoda 130 в 1986 году стала первой чешской машиной с пятиступенчатой трансмиссией. На фото – модель Skoda 125, произведенная в 1989 году, которой впервые достался рычаг не с жесткой пластиковой рукоятью, а с набалдашником из более мягкого пенополиуретана.

1996

Возрожденная Octavia 1996 года стала первым автомобилем Skoda с автоматической трансмиссией. Четырехступенчатая коробка была в новинку для чехов, хотя остальной мир с автоматами был уже неплохо знаком. На автомобилях концерна General Motors полностью автоматические коробки были уже в 1940-х годах, а в конце 1980-х появились и пятиступенчатые АКП.

2018

Сегодня автомобили Skoda в Европе оснащаются механическими пяти- или шестиступенчатыми коробками, а также «роботами» DSG. В России на Skoda доступны и классические гидромеханические АКП. «Механика» же постепенно уходит в прошлое. Среди автомобилей всех брендов в 2018 году машины с МКП пользовались меньшим спросом, чем с другими трансмиссиями. На долю МКП, по данным агентства «Автостат», приходится 44% продаж.

По итогам 9 месяцев 2018 года в РФ спрос на новые автомобили с АКП, «роботами» и вариаторами побил все рекорды – на их долю приходится 56% продаж

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Религиозная война в стиле постмодерн Религиозная война в стиле постмодерн

Как мы все погружаемся в мрачную и поддельную архаику

Русский репортер
Кто же все-таки лучший игрок в истории NBA Кто же все-таки лучший игрок в истории NBA

Майкл Джордан? Леброн Джеймс? А, может, кто-то другой?

GQ
Дорога к автосервису: как меняется рынок эвакуации автомобилей Дорога к автосервису: как меняется рынок эвакуации автомобилей

Рынок автомобильной эвакуации «уберизируется», сокращая издержки бизнеса

Forbes
Контрацептивы как у подруги и 6 других мифов о женском здоровье Контрацептивы как у подруги и 6 других мифов о женском здоровье

Семь популярных мифов о женском здоровье

Cosmopolitan
Молодой папа народов Молодой папа народов

Актер Владимир Кошевой сделает историю России красивее, чем она есть

Tatler
Почему мы набираем вес в отношениях: истории четырех женщин Почему мы набираем вес в отношениях: истории четырех женщин

Почему мы набираем вес в отношениях: истории четырех женщин

Psychologies
В прорубь – с головой! В прорубь – с головой!

Полезно ли зимнее купание и всем ли стоит закаляться?

Psychologies
Прощай, токен: почему закончилось время ICO Прощай, токен: почему закончилось время ICO

По итогам 2018 года можно сказать, что рынок ICO почти мертв

Forbes
Время женщин. Как компании заботятся о сотрудницах и что им это дает Время женщин. Как компании заботятся о сотрудницах и что им это дает

Гендерный дисбаланс не выгоден экономически, поняли российские работодатели

Forbes
Планета сверхлюдей, или сны о чем-то большем Планета сверхлюдей, или сны о чем-то большем

Памир в детстве казался волшебной страной

Вокруг света
5 фактов о женской груди, которые ты не знал (и тебе было тяжело жить) 5 фактов о женской груди, которые ты не знал (и тебе было тяжело жить)

5 фактов о женской груди, которые ты не знал (и тебе было тяжело жить)

Playboy
Как работает G-Sync compatible: проверяем на мониторе Asus VG278Q Как работает G-Sync compatible: проверяем на мониторе Asus VG278Q

Как работает G-Sync compatible: проверяем на мониторе Asus VG278Q

CHIP
Ford Mondeo: болезни роста Ford Mondeo: болезни роста

Запас прочности Ford Mondeo

АвтоМир
«Отеческие гробы». Почему россияне привязаны к своему прошлому «Отеческие гробы». Почему россияне привязаны к своему прошлому

Кровь и почва — вот фундамент идентичности нации

Forbes
Не очень-то и хотелось? Не очень-то и хотелось?

Раньше рождается не лень, а неправильная мотивация

Cosmopolitan
Эликсир настоящих творцов: как правильно пить абсент в домашних условиях Эликсир настоящих творцов: как правильно пить абсент в домашних условиях

В свое время им увлекались Винсент Ван Гог, Сальвадор Дали и многие другие

Playboy
Где там Куинджи: почему искусство все время воруют — и почему это совершенно бессмысленно Где там Куинджи: почему искусство все время воруют — и почему это совершенно бессмысленно

Почему вор легко и беспрепятственно унес картину Архипа Куинджи из Третьяковки?

Esquire
Федор Емельяненко дерется за титул чемпиона в 42 года. Что нужно знать Федор Емельяненко дерется за титул чемпиона в 42 года. Что нужно знать

Федор Емельяненко дерется за титул чемпиона в 42 года. Что нужно знать

Forbes
Проактивный гражданин. Что соискателю писать в графе «о себе» Проактивный гражданин. Что соискателю писать в графе «о себе»

Каким специалистам не обойтись без слов проактивность, эмпатия и многозадачность

Forbes
7 замечательных фактов о фильме «Джентльмены удачи» 7 замечательных фактов о фильме «Джентльмены удачи»

Все важное о великой советской комедии «Джентльмены удачи» в одной статье

Maxim
Проснись и пой Проснись и пой

Как Саша Траутвейн, 20‑летний сибиряк, выбился в иконы стиля

Vogue
Наш любимый размер: 10 звезд с естественной грудью, которые этого не стесняются Наш любимый размер: 10 звезд с естественной грудью, которые этого не стесняются

Эти звезды прекрасно себя чувствуют и с естественными формами, ничего не меняя

Cosmopolitan
Кабриолет Mercedes Е-Класса может вызвать неконтролируемые приступы счастья… Кабриолет Mercedes Е-Класса может вызвать неконтролируемые приступы счастья…

… этот текст о Mercedes Е-Класса может вызвать гнев, фрустрацию и возмущение

Maxim
10 принципов успешных и счастливых людей 10 принципов успешных и счастливых людей

Каждый хоть раз слышал о том, что мысли материальны

Psychologies
Лунный заяц, картофель и звезды Лунный заяц, картофель и звезды

Китайская миссия Chang’e 4 – первая на обратной стороне луны

Популярная механика
На что способна энергия мечты: три истории На что способна энергия мечты: три истории

На что способна энергия мечты: три истории

Psychologies
«Калашников» вместо нефти. Зачем России гигантские военные расходы «Калашников» вместо нефти. Зачем России гигантские военные расходы

Россия пытается сделать из вооружения новую нефть

Forbes
4 простых шага к брутально-идеальным бровям (и зачем тебе это вообще надо) 4 простых шага к брутально-идеальным бровям (и зачем тебе это вообще надо)

Если твои глаза — это окна в твою душу, тогда брови — это шторы

Playboy
Бывший глава Starbucks Говард Шульц хочет занять Белый дом. Чем он отличается от Дональда Трампа Бывший глава Starbucks Говард Шульц хочет занять Белый дом. Чем он отличается от Дональда Трампа

Говард Шульц хочет занять Белый дом. Чем он отличается от Дональда Трампа

Forbes
Крестные матери: известные, опасные и красивые наркобаронессы современности Крестные матери: известные, опасные и красивые наркобаронессы современности

История Гриcельды Бланко и других владелиц крупных наркокартелей

Cosmopolitan
Открыть в приложении