Штрафы ужесточились, аварий стало меньше. И здесь есть прямая связь

АвтоМирАвто

Кошелек или жизнь

За последние 20 лет ситуация на российских дорогах сильно поменялась: штрафы ужесточились, аварий стало меньше. И здесь есть прямая связь!

Алексей Лучников

К 1998 году уровень смертности на дорогах приблизился к 30 тысячам погибших, хотя транспортный парк составлял смешные по нынешним меркам 31 миллион единиц автомобилей и мотоциклов

АвтоМир» начал выходить в начальной фазе процесса активной автомобилизации. За прошедшие два десятилетия парк страны вырос более чем на 80 процентов и по состоянию на начало 2018 года преодолел планку в 56,5 миллионов транспортных средств. Одной из негативных сторон этого процесса стала аварийность, которая приобрела, без преувеличения, масштабы национальной катастрофы: ущерб от дорожных инцидентов оценивается в 2 – 2,5% внутреннего валового продукта страны. Помимо лавинообразной автомобилизации свою роль сыграл и правовой нигилизм, процветавший в нашей стране на пороге смены тысячелетий, верховенство «понятий» над законом, не поспевающая за увеличением количества транспорта дорожная инфраструктура, ветхость основной части автопарка, высочайший уровень коррупции в госуправлении вообще и в ГАИ в частности, развал системы подготовки водителей и ряд других факторов. В результате к 2003 году смертность в дорожном движении достигла своего пика: в этот год на дорогах России погибло 35,6 тысяч человек!

Когда в Европе выросло количество автомобилей, аварийность была сопоставима с нашей. Но у европейцев было три десятилетия, чтобы принять меры

В числе отстающих

Ошибкой будет считать это «достижением» исключительно нашей страны. Сопоставимая в относительных показателях аварийность была характерна и для развитых европейских государств в период, когда на тысячу человек населения стало приходиться 200 – 300 автомобилей. Правда, случилось это на 2–3 десятка лет раньше, чем в России, что дало европейцам определенную фору. В результате целенаправленной работы, последовавшей за осознанием масштаба проблемы, им удалось снизить смертность и травматизм на порядок: сегодня на дорогах Евросоюза гибнет порядка 5 человек в пересчете на 100 тысяч населения. Лучший результат у Швеции, где этот показатель составляет 2,7. Для сравнения, в России – 13. Неужели нас это полностью устраивает? Нет, и об этом не раз говорили на самом высоком политическом уровне. Причем словами не ограничились. Ряд мер, увы, преимущественно непопулярных, позволил изменить ситуацию. Можно по-разному относиться к тому, что было сделано, но факт остается фактом: сегодня смертность на дорогах нашей страны по сравнению с пиковым 2003-м годом сократилась вдвое. И хотя более 19 тысяч человек, погибших в дорожно-транспортных происшествиях в прошлом году, – это все равно непозволительно много, за последние годы наметилась устойчивая тенденция к тому, чтобы дороги стали безопаснее. За всю свою историю «АвтоМир» внимательно следил за происходящими изменениями и знакомил с ними читателя. Давайте еще раз пройдемся по основным вехам этого пути.

В 1998 году указом президента России ГАИ была переименована в ГИБДД. Изменилась структура этой организации, была образована единая служба с централизованным управлением. Чуть позже реформы коснулись и системы подготовки водителей

Новые реформы

Итак, к 1998 году уровень смертности на дорогах приблизился к 30 тысячам погибших, хотя транспортный парк составлял смешные по нынешним меркам 31 миллион единиц автомобилей и мотоциклов. Именно тогда указом российского президента ГАИ была переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения. Одновременно была изменена ее организационная структура, в результате чего образована единая служба, управляемая из центра. Позже на нее полностью возложили ответственность за безопасность на дорогах. В конце следующего, 1999-го года была начата реформа системы подготовки водителей и приема экзаменов на получение права управления транспортными средствами. Несмотря на обвинения в повышении коррупционноемкости всей системы, стать водителем стало сложнее. Забегая вперед, новый виток «закручивания гаек» стартовал 15 лет спустя – в 2014 году. Без наведения порядка в этой области не обойтись, ведь именно по вине водителей совершается 85% всех происшествий.

В Швеции на дорогах гибнет в среднем 2,7 человека на 100 тысяч населения. Не потому ли, что в этой стране давно приучили всех пристегиваться?
В 2006 году в РФ были серьезно пересмотрены нормы использования детских кресел. Десять лет спустя наказание для водителей, не использующих удерживающие устройства при перевозке детей, вновь ужесточили

По всей строгости

Следующей важной вехой стало принятие под занавес 2001-го и вступление в силу в 2002 году нового Административного кодекса, 12-я глава которого была полностью посвящена правонарушениям в области дорожного движения. От первоначальной редакции КоАП РФ вследствие активности нормотворцев на сегодняшний день мало что осталось, но то, что это ознаменовало новую эпоху в области правоприменения на дороге, факт. За прошедшие годы неоднократно ужесточались санкции за неиспользование детских кресел (2006 и 2016) и ремней безопасности (2008 и 2013), непропуск пешехода (2009, 2013 и 2017), выезд на встречную полосу (2010), проезд на запрещающий сигнал светофора (2011), превышение установленных ограничений скорости (последний раз в 2013 году), управление в состоянии опьянения (последний раз в 2014 году) и многое другое, что прямо или косвенно повлияло на дисциплину на дороге. Вопрос пьянства за рулем всегда был актуальным в нашей стране. Сегодня в среднем каждое десятое ДТП совершается водителем, находящимся в состоянии опьянения. Учитывая, что штат ГИБДД неуклонно сокращается, реальный заслон к дальнейшему распространению этой беды можно поставить лишь изобретая новые правовые механизмы и используя возможности пропаганды. Поэтому наряду с ужесточением санкций в рамках КоАП в 2014 году законодатель ввел уголовную ответственность для тех, кто не желает внять норме закона и голосу разума, повторно сев за руль пьяным. Тем не менее, только в прошлом году по новой статье 264.1 УК РФ было квалифицировано более 80 тысяч преступлений.

Многократные корректировки Кодекса были направлены не только на усиление ответственности за нарушения ПДД, но и введение принципиально новых правовых институтов. Пожалуй, наиболее знаковым из них стало внедрение в 2008 году фотовидеофиксации правонарушений. За относительно короткий срок количество автоматических комплексов, осуществляющих контроль за водителями, превысило 13 тысяч. В результате три четверти постановлений по делам о дорожных прегрешениях выносит компьютер. Сначала техника стала контролировать соблюдение скоростного режима, теперь же все большее распространение получают камеры, фиксирующие проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд за стоп-линию, нарушение правил расположения на проезжей части, непропуск пешехода на «зебре», движение по выделенной автобусной полосе, обочине и прочее. При всех известных минусах введение фотовидеофиксации кардинально повлияло на состояние аварийности как на отдельных участках улично-дорожной сети, так и в стране в целом, укрепляя в сознании участников движения принцип неотвратимости наказания.

В 2003-м году заработал закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Его до сих пор критикуют, и в основном справедливо, но значение этого законодательного акта для развития цивилизованных отношений на дороге переоценить трудно. Сам статус транспортного средства как источника повышенной опасности накладывает на его владельца обязанность возмещать ущерб, полученный в результате ДТП, независимо от наличия его вины и материального положения. В этом смысле закон об ОСАГО уравнивает шансы получить выплату за вред, причиненный как успешным бизнесменом, так и еле сводящим концы с концами студентом.

Вступивший в силу в 2003 году закон об ОСАГО многие критикуют до сих пор, но его влияние на снижение напряженности на дорогах трудно переоценить. Обязательное страхование уравняло водителей в правах и изменило ситуацию на трассах

Правила безопасности

Наконец, самый многострадальный в смысле нововведений документ – это Правила дорожного движения, количество модернизаций которого за последние 20 лет достигло пятидесяти! Далеко не все из этого непосредственно повлияло на атмосферу на дороге и безопасность движения, но ряд мер действительно можно считать судьбоносными. Например, введение в 2006-м и уточнение в 2016-м году обязанности использования для перевозки детей специальных удерживающих устройств. Упорядочение порядка проезда пешеходных переходов (последний раз в 2014-м году) тоже можно отнести к числу таковых. К слову, только за последние десять лет количество погибших пешеходов сократилось в два раза, детская смертность за этот период снизилась более чем на треть. Обязательное использование ближнего света фар днем (2010) и светоотражающих жилетов ночью сначала пешеходами (2014), а с недавних пор и водителями, вышедшими из машины вследствие вынужденной остановки, повышает информативность дорожного движения, что не может не сказаться на его безопасности.

Фиксировать нарушения с помощью камер массово стали в 2008 году. Количество комплексов фиксации стремительно увеличивалось и в настоящий момент три четверти постановлений о дорожных штрафах выносит компьютер

Все для водителей

Свою роль сыграли и мероприятия по наведению порядка в российской дорожной инфраструктуре. Принятие федеральных законов об автомобильных дорогах (2007) и об организации дорожного движения (2017), новые стандарты, вступившие в силу в 2006-м году, на дорожные знаки, разметку, светофоры и другие технические средства организации дорожного движения, позволили сделать отечественные дороги более качественными и безопасными.

Оглядываясь назад, можно вспомнить еще многое из того, что 20 лет назад казалось немыслимым. После «тяжелой продолжительной болезни» фактически умер техосмотр. Намного легче стало зарегистрировать машину, а снимать ее с учета теперь и вовсе не требуется. Госуслуги по регистрации, приему экзаменов и замене прав оказывают без привязки к месту жительства, что решило проблему многочасовых очередей. Записаться в ГИБДД, равно как и оплатить штраф можно не вставая с кровати. Допустимо незначительное количество алкоголя в дыхании. Платные парковки теперь не диковинка, а обыденность. Заметно больше порядка стало в ГИБДД: откровенное вымогательство сродни экзотике и информация о подобных случаях же разносится по всей стране через соцсети. Возвращаясь к тематике безопасности на дороге, нельзя не отметить, что эта работа была поставлена на системную основу еще в 2006 году, когда Правительством была принята первая федеральная целевая программа на период до 2012 года. В 2013-м ей на смену пришла новая программа, предусматривающая государственное финансирование соответствующих мероприятий до 2020 года. Наконец, в январе этого года Дмитрием Медведевым была утверждена Стратегия безопасности дорожного движения на 2018 – 2024 годы, целевые ориентиры которой более чем амбициозны: достижение к 2024 году социального риска не выше 4 погибших на 100 тысяч человек населения, а к 2030-му году – нулевой смертности. Нереальность этих цифр не вызывает сомнений даже у чиновников, однако позволяет сделать вывод о серьезности намерений.

Как штрафы влияют на число смертельных ДТП

Многие меры по снижению аварийности не нашли понимания у водителей, но дали результат – смертность сократилась вдвое по сравнению с пиковым 2003 годом

Число смертельных ДТП

Фото: courtyardpix, rosasto, spass/Fotolia.com; Volvo Car Corporation; Игорь Носов/ТАСС; Александр Саверкин/ТАСС; Кекяляйнен Андрей/Фотобанк ЛОРИ

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новости недели Новости недели

Самые значимые новости из автомобильного мира на этой неделе

АвтоМир
Что такое дунхуа: все о китайском аниме Что такое дунхуа: все о китайском аниме

С чего пошло зарождение китайской анимации?

Maxim
Вторая личность Вторая личность

Ужасно интересная премьера Haval F7

Автопилот
Никита Ефремов: «Мне кажется, важно всегда быть открытым» Никита Ефремов: «Мне кажется, важно всегда быть открытым»

Никита Ефремов о том, что общего между актерским ремеслом и дзен-буддизмом

Ведомости
Опасный архипелаг в Сердитом море Опасный архипелаг в Сердитом море

Как открывали «Острова Россиян», которые стали французской колонией

Вокруг света
Семь бед — одно вранье Семь бед — одно вранье

Почему барон Мюнхгаузен нужен во все эпохи

Weekend
Ирина Мирошниченко: «Я дала понять Андрею Тарковскому, что я замужем» Ирина Мирошниченко: «Я дала понять Андрею Тарковскому, что я замужем»

Актриса Ирина Мирошниченко рассказывает о своей молодости и начале карьеры

Коллекция. Караван историй
«Перезапуск будущего. Как „починить“ нематериальную экономику» «Перезапуск будущего. Как „починить“ нематериальную экономику»

Связь между нематериальной экономикой и усугублением проблемы неравенства

N+1
Range Rover Classic от Vinile – рестомод, сделанный «по фану» Range Rover Classic от Vinile – рестомод, сделанный «по фану»

Vinile «переосмысляет» подход к восстановлению классических внедорожников

4x4 Club
RF-лифтинг, эндосфера и душ Шарко: как быстро привести тело в порядок RF-лифтинг, эндосфера и душ Шарко: как быстро привести тело в порядок

Процедуры, которые помогут скорректировать фигуру в короткие сроки

Здоровье
От проверки юрлица до отзывов: 13 шагов для выбора программы допобразования От проверки юрлица до отзывов: 13 шагов для выбора программы допобразования

О том, как избежать образовательных продуктов, которые не несут ценности

Forbes
Борьба со старением: новые подходы и тренды Борьба со старением: новые подходы и тренды

Что сегодня предлагает от старения превентивная медицина?

РБК
Дорогой льдов: что такое Северный морской путь и зачем Россия его развивает Дорогой льдов: что такое Северный морской путь и зачем Россия его развивает

Какую роль Севморпуть играет в экономике России и какие перспективы его ждут

ФедералПресс
Что такое «зима искусственного интеллекта» и когда ее ждать Что такое «зима искусственного интеллекта» и когда ее ждать

Что происходит во время «зимы искусственного интеллекта»?

ТехИнсайдер
Есть, чтобы жить Есть, чтобы жить

Люди в три раза меньше болели бы раком, если бы только правильно питались

Лиза
Джозефу Пулицеру — 177 лет: кем был создатель главной журналистской премии Джозефу Пулицеру — 177 лет: кем был создатель главной журналистской премии

История создателя «Оскара» в журналистике — журналиста Джозефа Пулицера

Правила жизни
Китайское техно Китайское техно

Краткая история технологического идеализма

ТехИнсайдер
Почему телемедицина в России пока остается нишевым продуктом Почему телемедицина в России пока остается нишевым продуктом

Телемедицина в России: стоит ли записываться на удаленный прием к врачу?

РБК
Заряженные капли отказались разбрызгиваться при ударе о твердую поверхность Заряженные капли отказались разбрызгиваться при ударе о твердую поверхность

Электричество вокруг заряженной капли предотвращает ее разбрызгивание

N+1
Гладкая мускулатура самолета – электродвигатели Гладкая мускулатура самолета – электродвигатели

Как выглядят авиационные электродвигатели, где установлены и как управляются?

Наука и техника
Самые научно точные фильмы про космос Самые научно точные фильмы про космос

Существуют ли достоверные художественные фильмы про космос?

Maxim
Беззубый театр. Беседа на спорные темы Беззубый театр. Беседа на спорные темы

Продолжение статьи худрука Марка Розовского о современном театре

Знание – сила
Как сохранить близость с детьми, даже когда они становятся взрослыми Как сохранить близость с детьми, даже когда они становятся взрослыми

Если вы хотите, чтобы ваши дети всегда доверяли вам, следуйте этим советам

Inc.
Хватит играть в GTA: топ-5 крутых игр с открытым миром на ПК Хватит играть в GTA: топ-5 крутых игр с открытым миром на ПК

Каким играм с открытым миром стоит уделить время?

Maxim
Библиотекам подключат рекомендации Библиотекам подключат рекомендации

Как помочь библиотекам выявлять нарушающие законы издания?

Ведомости
Если на месте не сидится Если на месте не сидится

Все существа, начиная с самых первых, неустанно пытались обрести движение

Наука и жизнь
Гадаем по цветам Гадаем по цветам

Тест: какое растение тебе завести, чтобы оно радовало глаз и душу ?

VOICE
3 шага, которые позволят сменить работу без финансовых рисков и потерь 3 шага, которые позволят сменить работу без финансовых рисков и потерь

Решение сменить работу связано с финансовым риском. Как его не допустить?

Inc.
Василий Мищенко: «Табаков не отпустил меня сниматься к Михалкову» Василий Мищенко: «Табаков не отпустил меня сниматься к Михалкову»

Василию Мищенко сказали на экзаменах: «По-моему, это сумасшедший, надо брать!»

Коллекция. Караван историй
Центральное звено Центральное звено

Какой должна быть роль институтов развития в новом мирохозяйственном укладе

Эксперт
Открыть в приложении