ЦКАД: дело плохо
В счетной палате уверены, что Центральная кольцевая автомобильная дорога вокруг Москвы (ЦКАД) не будет сдана в срок
Перед началом строительства ЦКАД в верхах докладывали о сдаче первых как минимум двух пусковых комплексов, а всего их пять, к началу прошлогоднего Чемпионата мира по футболу. Но как дошло до дела, все постепенно замылилось. Прошла череда несостоявшихся конкурсов и замен среди инвесторов и подрядчиков. Затем проверки, спровоцированные грозными речами президента, передача всех расчетов по стройке в казначейство на предмет более жесткого контроля и прочие, нисколько не ускоряющие строительства действия. Сроки постепенно сдвигались, а мы с вами окончательно запутались, какие пусковые комплексы дороги должны быть сданы в первую, вторую и третью очередь.
И вот теперь, когда своей должности лишился глава ГК «Автодор» Сергей Кельбах, не знаем, по личной ли инициативе или еще как (у нас такое публично не обсуждают), выясняется, что дорогу опять проверяла Счетная палата и «насчитала» в том смысле, что завершить работы в установленные сроки нереально. То есть, сдать ЦКАД в эксплуатацию получится не раньше середины 2021 года. На начало декабря 2018 года, сообщили в ведомстве, готовность ЦКАД составляла от 0% до 66% (по разным участкам). По расчетам ведомства, работы на пусковых комплексах №1, №3 и №5 не закончат раньше конца 2020 года, а на пусковом комплексе №4 – ранее 2-го квартала 2021 года. Отметим, изначально ЦКАД1 и ЦКАД-5 должны были сдать в декабре 2018 года, ЦКАД-3 и ЦКАД-4 – в декабре 2019 года. Разбросец, однако…
Среди причин коллапса Счетная палата называет низкое качество проектирования и длительность процедур по изъятию и оформлению земельных участков. Кроме того, количество рабочих и техники на всех пусковых комплексах недостаточно для ликвидации отставания работ. Кстати, претензии аудиторов касаются не только подрядчиков и проектировщиков. Много вопросов и к инвесторам. На 15 ноября 2018 года из внебюджетных источников на строительство 3-го пускового комплекса поступило лишь 14 млрд рублей, что чуть больше половины необходимой суммы. По остальным соглашениям деньги еще даже не поступали. Выходит что? Саботаж. О таких же «мелочах», как обнаруженные нарушения в плане завышения стоимости принятых и оплаченных работ, например на 1-м и 5-м пусковых комплексах, после того, что уже сказано, и говорить не приходится. Работы по устройству земполотна подорожали на 5,7 млрд рублей, а дорожной одежды – на 900 млн. Что, впрочем, не удивляет в условиях, когда расчеты затрат велись с одним рублем, а работы приходится выполнять с рублем, «весящим» вдвое меньше. Но это хотя бы понятно, но есть и очевидно вызывающие моменты. Например, когда 415 млн рублей из федерального бюджета были потрачены впустую на переустройство коммуникаций под ЦКАД-3, но позже изменился план переустройства, а работы оказались не востребованы.
Словом, дело плохо. Все буквально закопались в подмосковной грязи. Инвесторы, подрядчики… Лишь аудиторы, оставаясь в чистеньких ботинках, не теряются, рассылая президенту, в Минтранс, Генпрокуратуру и Следственный комитет соответствующие гневные письма.
Кстати
Ход строительства ЦКАД с конца 2018 года в еженедельном режиме контролирует специально созданный волей президента оперативный штаб. В штабе имеется план ликвидации отставания от графика работ. В «бой» вводятся резервы – дополнительные материальные, технические и трудовые ресурсы. Потери – ожидаемо большие, но, к счастью, пока только финансовые.
Справка
По данным ГК «Автодор», на 1 февраля в строительстве ЦКАД задействовано 1548 единиц техники и 4574 человека. Количество персонала увеличивается: еще в декабре строителей было не более четырех тысяч. Весной работы активизируются, армия специалистов вырастет до 10 000 человек.
На зарядку становись
Буквально неделю назад мы недоумевали над нерасторопностью федеральных дорожных властей на предмет внедрения инфраструктуры для электромобилей, и нате вам. Подвижки! На днях стало известно, что вдоль федеральных трасс М-9, А-290 и А-370 появится 24 станции для зарядки. Совместно с компанией Electric Motors Club (дилер Tesla) их намерен установить «Росавтодор». Тринадцать появятся вдоль трассы М-9 «Балтия», связывающей столицу со странами Европы. Четыре достанутся курортной трассе А-290 «Новороссийск – Керчь», а еще семь займутся делом на трассе А-370 «Хабаровск – Владивосток». На Дальнем Востоке парк экологического транспорта растет быстрее прочих регионов России. Помимо «Росавтодора» и представителя компании Tesla в проекте участвуют ПАО «Лукойл», ПАО «Роснефть», АО «ННК». Зарядные станции установят на АЗС. А между тем, станция быстрой зарядки (на 50 кВт), на которой можно за полтора часа пополнить 80% емкости батареи, хотя бы для двух электрокаров может стоить не один миллион рублей. Кстати, как мы недавно узнали, теперь можно добраться на электромобиле (не на всяком) из Москвы в Питер по трассе М-10. Зарядки по собственной инициативе установила компания Shell на своих АЗС.
Объезд
В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ начали строить дорогу в обход города Бобров. Стройка планируется в несколько этапов с таким расчетом, чтобы открыть дорогу в 2021 году. Глава местной администрации сетует, что объездная дорога – насущная необходимость для райцентра, поскольку сегодня весь транзитный транспорт, включая большегрузы, вынужден пересекать город по центральным улицам. Протяженность новой двухполоски составит 9,4 км, а расчетная скорость движения – 120 км/ч. Трасса пройдет через улицу Пушкина в сторону поселка Лушниковка, за которым примкнет к дороге «Бобров – Таловая – Новохоперск». Стоимость работ – более 5 млрд рублей.
В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ строят обход аварийноопасного участка трассы Р-258 «Байкал» в Шелеховском районе. Отрезок трассы с 47 по 56 км, который в народе нарекли «тещиным языком», сложен не только в плане рельефа. Он изобилует крутыми поворотами, что делает его крайне опасным, особенно для фур. Венцом «серпантина» считается печально известный поворот на 180 градусов. На этот участок приходится значительный объем грузоперевозок между Россией, Китаем и Монголией. Приангарье он связывает с Бурятией и Дальним Востоком. В этом году дорожники отсыпят земляное полотно и переложат коммуникации. Ширина проезжей части составит 7,5 м, а пропускная способность – до 14 тыс. автомобилей в сутки. Завершить все работы планируется в 2020 году.
Что это было?
Законопроект о строительстве платных дорог без бесплатной альтернативы прошел первое чтение в Госдуме. Примерно так, повергая нас в шок, выглядела эта новость на большинстве информационных сайтов несколько дней назад. Впрочем, наиболее серьезные из ресурсов все же приписывали в конце фразы ключевое – «на Крайнем Севере». Действительно, строительство платных дорог в России по-прежнему запрещено, если им не существует бесплатной альтернативы. В противном случае, волею особенно алчных региональных воротил (и не только) большинство дорог в стране тут же перешли бы в платный режим работы. Но Крайний Север – дело другое. Для строительства дорог здесь действительно очень сложно найти не только деньги, но и подрядные организации, способные выполнить задачу и остаться в живых. А посему депутаты делают северным регионам скидку – хотят разрешить строительство платных дорог без бесплатной альтернативы. При этом важно, что бесплатный проезд по ним закреплен за легковушками и рейсовыми автобусами. В Госдуме надеются, что такие меры позволят привлечь инвестиции в дорожно-транспортную отрасль регионов Крайнего Севера и упростят развитие отдаленных территорий.
Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы; Ga_Na/Fotolia.com; Государственная компания «Российские автомобильные дороги»; ФКУ Упрдор «Прибайкалье»; Art Konovalov/Фотобанк Лори
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl