Искусствовед Андрей Сарабьянов — о том, что происходит с русским авангардом

ForbesРепортаж

«Авангард, конечно, надо разъяснять»: интервью с искусствоведом Андреем Сарабьяновым

До 22 мая в московском Музее русского импрессионизма идет выставка «Авангард: на телеге в XXI век», где показывают работы Кандинского, Машкова и Родченко, забытые на 100 лет. Forbes Life поговорил с одним из кураторов проекта, искусствоведом Андреем Сарабьяновым — о том, как была найдена выставка и что происходит с русским авангардом сегодня

Александр Быковский

Выставка «Авангард: на телеге в XXI век» (Фото DR)

В начале 1920-х годов работы, показанные в Музее русского импрессионизма, были частью амбициозного проекта по созданию сети региональных музеев и передвижных выставок, целью которых было учить народ азам современного искусства. Помешала разруха послереволюционных лет и смена культурной политики. Одним из кураторов реконструкции стал Андрей Сарабьянов — искусствовед и автор-составитель «Энциклопедии русского авангарда». Он рассказал Forbes Life о том, как была найдена выставка и что происходит с русским авангардом сегодня.

— Андрей Дмитриевич, как появился проект «Авангард: на телеге в XXI век»?

— В 2016—2017 годах я делал выставочный проект «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев» в Еврейском музее и центре толерантности. Во время одной из поездок я в очередной раз оказался в Вятском художественном музее. Там я обнаружил некоторые работы, которые раньше не видел, и познакомился с Анной Шакиной (с 2018 года — директор Вятского музея, — Forbes Life). Она посоветовала мне съездить в Яранск и посетить местный краеведческий музей. Это был настоящий шок: я обнаружил там ранее неизвестные мне произведения Кандинского, Родченко, Степановой, Чекрыгина и других художников. От Шакиной я узнал, что это остатки третьей передвижной выставки, которая в 1921 году проходила в Вятской губернии. Тогда у нас родилась идея сделать реконструкцию выставки, но прошло несколько лет, прежде чем удалось осуществить эту задумку.

— Как менялись отношения художников-авангардистов с советской властью?

— После революции ситуация сложилась так: Луначарский позвал заведовать отделом ИЗО Наркомпроса Давида Штеренберга. Тот до этого долго жил в Париже и был человеком довольно широких взглядов и свободных представлений об искусстве. Он собрал вокруг себя множество авангардистов — людей, которые до революции были не у дел. Молодые художники, которые грезили новым искусством, ринулись в отдел ИЗО, который, несмотря на тяжелые времена, неплохо финансировался. Именно тогда работы авангардистов стали впервые покупать. До революции мало кому удавалось продавать свое искусство, за исключением разве что Гончаровой и Ларионова. У Ларионова одну вещь даже приобрел Третьяков. Но это были отдельные случаи, а после революции за три года государством было куплено у художников порядка 2 000 работ. Эти работы отправлялись в регионы, где из них формировались Музеи современного искусства, и выставки, в том числе передвижные. Но расцвет длился недолго. Хотя Ленин футуристов не любил и всегда ругал, Луначарскому удавалось удерживать некий баланс. А когда советская власть более-менее утвердилась, уже накануне НЭПа она обратила внимание на искусство. Тут восторжествовали реалисты, которые поняли, что наступило их время. Они заняли ведущие посты, сместив авангардистов, а власть это устроило. Но благодаря тому, что несколько лет власти не было дела до искусства, благодаря авангардистам мы получили колоссальные изменения в русской культуре — в музейном и выставочном деле, в образовании.

— Как работы оказались в Яранске?

— Из Москвы в Вятскую губернию поднимать уровень культуры и просвещать народные массы — буквально с такой характеристикой — направили архитектора и музейного работника, сотрудника отдела ИЗО Наркомпроса Евгения Медведева. Именно он вместе с двумя местными художниками собрал в 1920-1921 годах три выставки, в том числе последнюю, передвижную. Она должна была проехать через семь городов губернии, но осилила только два. Условия в 1921 году были совсем плохими — голод, холод и эпидемии. Кураторы разъехались, и выставка застряла в Яранске на 100 лет.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Петр Ефремов — Forbes: «Российское виноделие в возрасте начала плодоношения» Петр Ефремов — Forbes: «Российское виноделие в возрасте начала плодоношения»

Об условиях, в которых развивается российское виноделие

Forbes
Не верю! 10 кинопар, которые не смогли сыграть любовь Не верю! 10 кинопар, которые не смогли сыграть любовь

Вспоминаем красивые фильмы и сериалы, между героями которых проплыл айсберг

VOICE
«Я в шаге от того, чтобы послать ее куда подальше»: история влюбленности, которая рушит дружбу подруг «Я в шаге от того, чтобы послать ее куда подальше»: история влюбленности, которая рушит дружбу подруг

Почему выдуманные романы могут сказаться не только на дружеских отношениях?

Psychologies
Чем жила гитлеровская Германия — отрывок из книги Эрика Ларсона «В саду чудовищ» Чем жила гитлеровская Германия — отрывок из книги Эрика Ларсона «В саду чудовищ»

Как с приходом Гитлера в Германии установилась диктатура

СНОБ
«Эффект кислого винограда»: как неудачи и страх провала мешают нам исполнять мечты «Эффект кислого винограда»: как неудачи и страх провала мешают нам исполнять мечты

Почему мы бессознательно обесцениваем то, что раньше вдохновляло?

Forbes
Мгновенный эффект Мгновенный эффект

Как разнообразить интерьер с помощью пленок и наклеек

Добрые советы
Мал, да удал Мал, да удал

«Магический реализм» микромозаики

Robb Report
Чакры: что это такое, как их найти и понять, что с ними что-то не так Чакры: что это такое, как их найти и понять, что с ними что-то не так

Мало кто на самом деле понимает, что такое чакры и зачем с ними нужно работать

Cosmopolitan
Меланхолия Меланхолия

Ксения Колесник (Asammuell) о том, почему не хочет быть хорошей

OK!
Я больше не боюсь Я больше не боюсь

В 42 года Лариса Амельченкова стала востребованной ампути-моделью

Домашний Очаг
Второй шанс: 3 причины дать его отношениям Второй шанс: 3 причины дать его отношениям

Завершившимся вроде бы отношениям стоит давать второй шанс. Или не стоит?..

Лиза
«Хаббл» измерил температуру ночной стратосферы ультрагорячего юпитера «Хаббл» измерил температуру ночной стратосферы ультрагорячего юпитера

Зависимость температуры от высоты в атмосферах экзопланет очень важна

N+1
Тимати, учись! Звездные мужчины ростом до 170 см, которые из-за этого не парятся Тимати, учись! Звездные мужчины ростом до 170 см, которые из-за этого не парятся

Селебы невысокого роста, которые по этому поводу не комплексуют

VOICE
Тремор века: почему дергается глаз и что с этим делать Тремор века: почему дергается глаз и что с этим делать

Что такое миокимия и как с ней справиться?

Cosmopolitan
«Проблем нет у тех, кто сидит в землянке в лесу»: долги подтолкнули предпринимателя стать консультантом по ритейлу «Проблем нет у тех, кто сидит в землянке в лесу»: долги подтолкнули предпринимателя стать консультантом по ритейлу

Бывший закупщик «Ленты» стал помогать производителям поставлять товар

VC.RU
Гендерное усложнение Гендерное усложнение

С каждым годом в часовой индустрии появляется все больше женщин

Forbes Woman
Семь удивительных надгробий великих людей и животных Семь удивительных надгробий великих людей и животных

Смерть и юмор всегда идут рука об руку

Maxim
Две мужские правды Две мужские правды

«Внебрачные связи»: Арно Деплешен экранизирует Филипа Рота

Weekend
Сцены из ее жизни Сцены из ее жизни

Джессика Честейн снимает кино, признаваясь, что собирается изменить мир

Glamour
Музей Соломона Гуггенхайма Музей Соломона Гуггенхайма

Здание нового музея должно было стать столь же нетривиальным, как и экспозиция

AD
Алексей Дмитриев. Большой и добрый великан Алексей Дмитриев. Большой и добрый великан

Интервью со звездой сериала "Боец" Алексеем Дмитриевым

Караван историй
Рижское взморье Рижское взморье

В интерьере есть отсылки к морским глубинам, рыболовным промыслам, судам и сетям

AD
Сколько будет стоить «синий воротничок» после пандемии? Что происходит на рынке линейного персонала Сколько будет стоить «синий воротничок» после пандемии? Что происходит на рынке линейного персонала

Что происходит с зарплатами на рынке и куда они движутся?

Inc.
Как мегастройки «Газпрома» и «Сибура» принесли Тимченко и Шамалову 5 млрд рублей Как мегастройки «Газпрома» и «Сибура» принесли Тимченко и Шамалову 5 млрд рублей

Миллиарды на химии и мегастройках

Forbes
Индуктивное и дедуктивное рассуждение: в чем разница? Индуктивное и дедуктивное рассуждение: в чем разница?

Что такое дедуктивное и индуктивное рассуждение?

Популярная механика
Дефицит витамина D: чем это опасно и как привести показатель в норму Дефицит витамина D: чем это опасно и как привести показатель в норму

Чем грозит передозировка или дефицит витамина D?

Cosmopolitan
Признак психологической незрелости: что такое пассивная агрессия и как с ней бороться Признак психологической незрелости: что такое пассивная агрессия и как с ней бороться

Что такое скрытая и подавленная агрессия и как ей противостоять

Forbes
Это фантастика! Это фантастика!

Казалось бы, в сексе сложно ждать каких-то прорывов, и все же...

Men’s Health
Весь Бэтмен в 50 фактах Весь Бэтмен в 50 фактах

Краткая история супергероя с привилегиями

Weekend
Не просто так Не просто так

«Изобретая Анну»: между «Сексом в большом городе» и историей Анны Сорокиной

Weekend
Открыть в приложении