Аудизм: почему мы так мало знаем о том, как на самом деле живут слабослышащие люди
Большинство слышащих мало знают об особенностях глухих. Нарушение слуха для них лишь маркеры неполноценности и несчастливости. Такие убеждения являются проявлениями аудизма и способствуют развитию дискриминации. О том, что такое аудизм и как, разрушив стереотипы, прийти к пониманию между глухими и слышащими, рассказывает Василий Косарев, предприниматель и основатель образовательной онлайн-платформы для глухих и слабослышащих людей Surdoclass, президент благотворительного фонда «Поможем все вместе».
Аудизм — это тип дискриминационного мышления, который предполагает, что глухие люди менее умны, более несчастны, а также нуждаются в жалости и «спасении». Впервые термин использовал Том Хамфрис в своей статье в 1975 году. Позже про него писал психолог и исследователь речи Харлан Лейн в книге «Маска доброжелательности: изоляция глухого сообщества».
Однако как идеология аудизм существует на протяжении столетий. Так, профессор философии Дирксен Бауман в исследовании «Аудизм: изучение метафизики угнетения» отмечает: «Исторически считалось, что наиболее существенным отличием человека от остального мира является язык. И хотя пчелы могут танцевать, а попугаи разговаривать, предполагалось, что существует качественная разница между подобными коммуникациями и высокоразвитой грамматической системой человеческого языка». В связи с этим прочно укоренилась установка: именно речь, которую мы слышим и воспроизводим, является фундаментальным аспектом человечества.
Такое мышление приводит к созданию для людей с потерей слуха жесткой среды исключения. Так, например, в XIX веке было решено запретить язык жестов при обучении. Несколько соответствующих резолюций приняли на Миланской конференции в 1880 году, посчитав, что «коммуникация с помощью жестов вредит точности мыслей и не является языком. А устное общение неоспоримо ее превосходит. Поэтому в процессе коммуникации и обучения следует практиковать исключительно устный метод».
До отмены решения глухие были вынуждены полагаться на остаточный слух для общения с помощью речи или читать по губам. В 2010 году совет Международного конгресса, посвященного вопросам образования глухих, официально принес извинения за решения, принятые больше столетия назад. В новой декларации были отменены все резолюции, препятствующие использованию жестового языка в образовательном процессе глухих. Совет признал, что в прошлом решения нанесли невосполнимый ущерб людям с потерей слуха во всем мире. Но картина «Милан, Италия, 1880» глухой художницы Мэри Торнли, на которой изображены охотники, наводящие ружья на буквы ASL, обозначающие американский язык жестов, до сих пор служит напоминанием о необходимости защиты людей с особенностями слуха от дискриминационных практик и убеждений.
Спустя два года после проведения конгресса Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, в которой нашлось место и жестовому языку. Его официально признали. Также, согласно закону, при наличии в программе реабилитации людей с нарушениями слуха потребности в сурдопереводе государство должно его обеспечить в объеме до 84 часов в год. Однако на практике это зачастую оказывается невозможным. А обучение с применением жестового языка и вовсе большая редкость.
Привилегия слышать делает многих оторванными от реальности глухих. И это несмотря на то, что в мире насчитывается более 466 млн человек с потерей слуха. А по прогнозам ВОЗ, к 2050 году почти 2,5 млрд человек будут иметь ту или иную степень потери слуха.
Как проявляется аудизм сегодня
Выделяют две основные формы проявления аудизма: сознательную и бессознательную. Первая возникает, когда люди намеренно практикуют аудирование или придерживаются аудистских убеждений, понимая, какое значение имеет такое поведение.
Вторая встречается гораздо чаще. Доктор Джини Герц в своей диссертации определяет бессознательный аудизм как «форму, молчаливо принимающую господствующие нормы и привилегии слуха, которую питают неверные представления о глухих».
Между тем любые формы объединяет дискриминация людей по признаку способности слышать, которая выражается:
— в отказе от культуры глухих или использования языка жестов;
— в нежелании приспосабливаться к слуховым потребностям других;