Заоблачные педали: как доставка на велосипедах и самокатах стимулирует e-commerce
По оценкам Kept (экс-KPMG), в 2022 году в Москве на микромобильном транспорте (классические и электрические велосипеды, а также электросамокаты) было доставлено заказов на 260 млрд рублей — это около 4% от общей выручки ретейла и общепита в городе, а к 2025 году эти показатели могут достигнуть 499 млрд рублей и 5,6% соответственно. Новая ниша ультрабыстрой доставки генерирует дополнительные заказы, однако дальнейший рост сегмента будет во многом зависеть от развития городской инфраструктуры и особенностей регулирования, считают аналитики.
Kept провел для Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) исследование коммерческой микромобильности в шести мировых мегаполисах (в Москве, Нью-Йорке, Джакарте, Хельсинки, Мехико, Гонконге). В нем сравниваются города с разной степенью интеграции велосипедов и электросамокатов в доставку «последней мили». Согласно отчету, с которым ознакомился Forbes, Kept определил особенности использования в бизнесе разных видов микромобильного транспорта и основные факторы развития этого сегмента.
На порядок выше
В 2022 году около 50% курьеров в российской столице использовали велосипеды и самокаты, это 100 000 человек, а через два года, к 2025-му, их будет еще на 60 000 больше. Заказы с микромобильной доставкой уже сейчас обеспечивают 3,95% выручки московских компаний розничной торговли и общепита и составляют примерно 260 млрд рублей, а к 2025 году их доля может достигнуть 5,61% и 499 млрд рублей, считают в Kept.
«Микромобильный транспорт сформировал новую нишу бизнесов с ультрабыстрой доставкой, а также сделал быстрее и экономически выгоднее экспресс-доставку: на загруженных дорогах скорость доставки на электровелосипеде на 30-40% выше автомобильной и в два-три раза выше, чем у пешего курьера», — указывают авторы отчета.
Мобильности есть куда расти
По потенциалу развития коммерческой микромобильности Москва наиболее близка к Нью-Йорку, который оказался лидером среди рассмотренных городов. Два города объединяет высокий интерес к использованию микромобильного транспорта со стороны бизнеса и активное развитие компаний в этом сегменте. В то же время по уровню развития инфраструктуры Москва значительно отстает от Нью-Йорка: например, в Москве на 100 000 жителей приходится 3,5 км велодорожек, тогда как в Нью-Йорке этот показатель составляет около 40 км, велодорожки отличаются высоким уровнем связанности, указывают в Kept.
С точки зрения регуляторных издержек Москва пока находится на одном уровне с Хельсинки и Джакартой: в городе приняты общие правила использования микромобильного транспорта, но пока они «не оказывают значительного давления на развитие коммерческой микромобильности». «Мы наблюдаем практику, когда участники рынка передают администрации города данные о наиболее частых маршрутах курьеров и улицах, где необходимы велодорожки. Такой подход может говорить о потенциальном интересе местных регуляторов к апробации модели целенаправленной работы с бизнесом», — говорится в исследовании.
Коммерческая микромобильность сосредоточена в доставке готовой еды и продуктов питания, бытовых товаров, посылок и документов. Городу, по мнению аналитиков, уже присущи отличительные черты развитого рынка — наличие специализированных игроков и диалог бизнеса с органами власти: «Если Москва продолжит развивать инфраструктуру для микромобильного транспорта, а также администрировать этот сегмент с учетом как лучших мировых практик, так и негативного опыта избыточного регулирования, то потенциал для развития коммерческой микромобильности и увеличения ее вклада в экономику города продолжит расти».